При въезде в село Полевое Бирилюсского района по инициативе новоизбранных депутатов и обновлённой администрации установлен большой православный крест как символ памяти о жертвах зловещего 1937 года - кулаках Кубани, Украины, Белоруссии, средней полосы России.
- Боже, cколько их погибло! - вспоминает Авдотья Боровая, сама "переселенка" с Кубани.- Привезли на голое место в тайгу. Пока построили землянки, наступила зима. Гибли от холода, голода, несправедливости...
Впоследствии год за годом выросли спецпоселения Сопка, Боковое, Абольск, Полевое. Со временем в этих посёлках не стало комендатуры, вышек с пулеметами, охраны. Но ещё долго дети купались в пруду посёлка Полевой, который взрослые называли "Шеинский". Оказывается, пруд вырыли "враги народа" вручную, а комендантом был тогда некто Шеин.
Впрочем, в шестидесятые - семидесятые годы, казалось, о трагическом прошлом стали забывать. Дети многих кулаков вступили в комсомол и партию, стали работать учителями, председателями местных колхозов и совхозов. Но обида тех "кулацких" лет таилась в их сердцах.
И вот настало время, когда можно сказать всю правду о мощной крестьянской прослойке в России, которая волею случая и парттеорий была репрессирована, нередко за то, что эти семьи трудились с раннего утра до позднего вечера, имели коров, коней, пасеки, добротные дома. Урон, моральный и материальный, вековому русскому крестьянству был нанесён огромный. Может быть, непоправимый. Ибо многие колхозы и совхозы захлестнули зависть, воровство, доносительство, пьянство. Не твоё - значит ничьё. До сих пор эта беда, воровство и пьянство, лежит чёрным пятном на сельском люде страны.
А рядом с названными посёлками в Бирилюсском районе с недавних пор процветает село Басманово, где живут русские крестьяне-староверы. Здесь до сих пор сохранились добрые традиции сельчан: никто не пьёт, не курит, не ворует. Нет здесь в помине ни наркоманов, ни самоубийц. В каждой семье - по десять - пятнадцать детей. Труд здесь в радость. Вера православная - свет для души.
И ведь почти вся крестьянская Русь до революции была такой. Особенно до печального раскола, когда Петр I задымил заморским табаком и поднял штофы со спиртным, когда староверов - около двенадцати миллионов! - погнали в Сибирь, в северные леса. А через два с половиной века новая "рабоче-крестьянская" власть погнала туда же миллионы кулаков...
Николай КОНУСОВ, соб. корр. "Красноярского рабочего". Бирилюсский район.