Его звали Степан Иванович Лопатин, мне он приходился очень дальним родственником - троюродный брат моего дедушки. Степан Иванович "просто" один из миллионов, репрессированных в страшные годы коммунистической власти.
РОДИЛСЯ в 1910 году. Работал в колхозе трактористом. За два месяца до ареста женился. 10 июля 1937 года его жене предстояло на своем горбу испытать "право на свободный труд". Произошло это так. Утром в дверях появился бригадир Есин и сходу приказал: "Шурка, собирайся, поедешь на две недели на покос в соседний колхоз". Степан Иванович возразил: "Что же ты приходишь и командуешь моей женой?" Бригадир потоптался, ничего не сказал и ушел. Степан Иванович позавтракал и пошел на работу. А работая в поле на тракторе, вдруг увидел, что к нему приближается машина...
Следователь Пронов обвинял Лопатина в том, что тот при уборке терял зерно, убеждал согласиться с обвинением, стал говорить, что больше пяти лет не дадут, а отсидит он только половину, что на Севере не хватает людей и что там он будет работать экскаваторщиком. А потом в кабинет ввели бухгалтера колхоза Полонского, который заявил о том, что Лопатин терял зерно умышленно.
5 декабря 1937 года Степана Ивановича повезли в Красноярск. Только через 22 года из справки о реабилитации он узнал, что в тот день какая-то неведомая "тройка УНКВД" приговорила его к десяти годам лагерей. Своего "дела" и характера обвинения Степан Иванович до конца жизни так и не увидел. В 1999 году в протоколе ?147 об осужденном ?122 я прочитал: "Лопатин С.И. распространял злобную клевету на колхозный строй и материальное положение колхозников. Восхвалял фашистскую Германию и клеветал на Советское правительство. В работе колхоза проявлял саботаж и вредительство: уборку хлеба в целях компрометации советских комбайнов проводил вредительски, чем причинил колхозу убыток в 2.000 рублей. Не сознался. Изобличается свидетельскими показаниями Юртаева, Есина, Полонского и очной ставкой с Полонским".
Срок Степан Иванович отбывал на прииске Чайурья Магаданской области, работал старателем. Жили в брезентовых палатках, каждая - на несколько сот человек. Вокруг - бесчисленные лагеря. Работали по 11 часов в день. Степан Иванович чудом остался жив. Психологическое состояние было ужасающим. Жена написала в лагерь, что ждать его не будет: "10 лет - слишком большой срок".
Он пробыл в заключении от "звонка до звонка" и вышел из лагеря в 1947 году. Реабилитировали Лопатина в 1959-м по его же заявлению.
Степан Иванович - один из миллионов жертв политических репрессий. Многие сгинули безвестно. Их могилы (если можно так назвать большие захоронения) заросли бурьяном, имена забыты. Новому поколению предстоит расчистить завалы истории, разгадать их послание из мрачной эпохи.
Павел ЛОПАТИН,
член красноярского общества "Мемориал".
Сегодняшняя газета. 29.10.05