Ничего не поняли, ничему не научились, ни в чем не раскаиваются, – думал я, глядя на наших оппонентов. Как-то не приходилось раньше спорить с коммунистами вживую. Умозрительно я, конечно, их себе представлял, но наяву они произвели особенное впечатление.
Первая их черта – органическая неспособность брать на себя ответственность. У них только победы и заслуги. Ну, если что плохое было – это не к ним. Виноваты происки врагов, враждебное окружение, сложное международное положение, молодость и неопытность, историческое время, в крайнем случае, неблагоприятные погодные условия. "Плохой сейчас режим, антинародный, люди страдают, гибнут почем зря". А вы совсем никакой вины за это не чувствуете? Не следствие ли это вашего безраздельного 70-летнего правления? Те негодяи, которых вы без устали проклинаете, – воспитанники пионерской организации, ленинского комсомола и партии. Они родные дети коммунистической эпохи. Ельцин вырос в коридорах вашего Политбюро. И логика: "Ельцин плохой, следовательно Сталин хороший" – не проходит. Как говорится, чужие грехи не делают нас лучше. Я бы предложил такую логику: люди страдают, гибнут почем зря – значит режим антинародный. И Сталин, следовательно, был главарем антинародного режима. Горе и страдание, что было у нас при Сталине, даже и сравнить не с чем.
Ошибки были неизбежны, так как не было опыта построения социализма". И это не проходит. Опыта построения демократии после 70 лет коммунистической диктатуры тоже не было, но это не извиняет реформаторов. Или вы только себе ошибки прощаете?
Второе, что бросилось в глаза – тотальное презрение к народу. Эта их черта даже в чем-то парадоксальна, так как сами они – часть народа. Как люди они вроде бы нормальны: любят детей, жалеют родителей, страдают и тоже плачут. Но как коммунисты – сущие инопланетяне. Народ – расходный материал, цена не имеет значения. Погубить миллионы людей ради абстрактной идеи – и не задуматься, не ужаснуться, не раскаяться. Тут мало быть завоевателем страны, надо быть пришельцем.
Говорят еще: "не было альтернативы". Была. Выбор есть всегда. Были и среди коммунистов не столь кровожадные. Но все умеренные платформы терпели поражение, и линию партия выбирала всегда самую жестокую и беспощадную. В этом несомненная заслуга Иосифа Виссарионовича.
"При Сталине мы строили то и это". Да строили. Рыли каналы, прокладывали рельсы, ставили ГЭС, валили лес, долбили шахты, копали руду… Рабским трудом заключенных. Факт неприятный, признавать не хочется. Уловки разные: заключенных было не так много; в основном это были уголовники; все сидели за дело; да, стреляли и сажали, но мало, надо было больше!..
Как выкрикнул с места оппонент: "количество репрессированных завышено в 125 раз"! У него явные нелады с арифметикой. Если сегодня в стране по официальным данным еще живет 770,7 тыс. пострадавших от репрессий и реабилитированных государством, то неведомые завышатели, видимо, утверждают, что их сейчас 96 миллионов. Если по данным РУ ФСБ в крае реабилитировано 60 тыс. человек, то несложно составить простую пропорцию к населению СССР и оценить их общее количество. А ведь реабилитирован далеко не каждый невинно пострадавший.
Не надо думать, что сколько попалось врагов народа, столько и посадили. И кстати подвернулась для них тяжелая работа. Все было в точности наоборот. В нашем плановом хозяйстве были лимиты. Приходят в область лимиты по 1-й категории (расстрел), по 2-й (посадка). Вот и крутись машина НКВД. Больше спущенного плана репрессировать нельзя, но и меньше нельзя. Приходилось заметать, кого черт пошлет, и шить польско-японский шпионаж. А со строек коммунизма новые заявки шлют: дескать, убыль большая. А кто-то эти заявки суммирует и распределяет. Сказки? Нет, страшная быль.
Гениальное решение вождя: железной рукой подавить любое несогласие, устрашить уцелевших и одновременно получить рабов для своих проектов. Сжечь часть населения в топке локомотива и на этой тяге мчаться в светлое будущее.
Был и порядок в стране. Драконовские указы, подобные указу от 7.08.1932, вводили уголовное наказание за нарушения трудовой дисциплины и мелкие хищения. Получали срока за опоздание на работу, приезд в город из деревни, хищение "трех колосков" с поля, чтобы с голоду не помереть. Вот это и была основная масса "уголовников", мужички и рабочие, а вовсе не насильники и убийцы. А разве раскулаченные не "политические"? Ведь это политика партии обрекла их на ссылку и лагерь, а вовсе не индивидуальные преступления. При другой политике сеяли бы хлеб и кормили страну и мир. И раскулачивали-то их по лимитам.
Мало стреляли? А вы сами не хотите пойти под топор и отправить туда своих детей? Сталин ведь и поклонников своих уничтожал безжалостно. И умирали они с возгласом "Да здравствует великий Сталин!.."
"50 тысяч сидело в Краслаге в 1952 году, о чем говорить!" – действительно не о чем. 300 тысяч прошло через Норильлаг, а еще был Енисейстрой, другие лагеря, "мертвая дорога" Салехард-Игарка…
"Принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой". Вот это похвала! Принял Россию с хлебом, а оставил без хлеба. Это похлеще, чем "пушки вместо масла". Это буквально "бомба вместо хлеба". Чтобы провести индустриализацию разорили крестьянство. Хлебородные области прошли через страшные голодоморы. На Украине, по самым нижним оценкам, уморили организованным голодом 3 млн. человек. Сельское хозяйство страны уже не оправилось никогда. Зато промышленность была ориентирована исключительно на войну. Все для танков и пушек, бомб и самолетов, почти ничего для народа и его нужд. Уродливая, однобокая экономика.
И каков же результат? Десять лет, надрывая жилы и умываясь кровью, страна готовилась к войне. А когда война пришла, мы оказались к ней не готовы. "Мудрый и прозорливый" не предвидел вероломства своего соратника по пакту Риббентропа-Молотова, не имел плана обороны, срыл оборонительные укрепления, не построив новых. Позор и поражения первых месяцев и лет войны, когда почти вся кадровая армия погибла, и враг дошел до Москвы и Волги, миллионные "котлы", страдания и бедствия народа на оккупированных территориях – кто несет за это ответственность? Неужели генералы, которых Сталин стрелял пачками? Или несчастные солдатики, которых Сталин бросил в плену, объявил предателями и после войны пересадил из фашистских лагерей в советские?
Хорошо ли воевала та армия, потери которой в 5 раз превзошли потери противника? Люди своей страны были для Сталина ничто, солдат не считали. Один пример: взятие Киева – по приказу Сталина, к 7 ноября, с колоссальными никому не нужными потерями, просто из самодурства. Подобные примеры можно продолжать и продолжать.
Но не пора ли через 60 лет назвать виновника? Или в русском языке слова "я вами руководил, я отвечу за все" между собой не сочетаются? Не прославления заслуживает такой Верховный главнокомандующий, а суда.
Каков же итог сталинского правления? Мировая революция не состоялась, соревнование с капитализмом позорно проиграно, империя развалилась, не просуществовав и сорока лет после его смерти. Народ унижен и воспитан Сталиным в духе рабства. Путь, которым он вел страну, оказался тупиковым. Трудящиеся многих других стран получили социальные блага и высокий уровень жизни без тех непредставимых жертв и мук, через которые провели свой народ Сталин и его наследники.
Сталин – соавтор грандиозной исторической неудачи. Велик ли он, как исторический деятель? В определенном смысле – да. Но история еще не произнесла ему свой внятный приговор. Слишком близка еще его эпоха и дышит в спину леденящим ветром.
Мне сложно понять тех, кто связывает со Сталиным свои упования. Что у них в головах? Мировая революция? Брежневский рай в отдельно взятой стране? Великая империя на крови и о-очень большая бомба? Мечта о новом диктаторе, чтоб никому мало не показалось? Что по их замыслу должен испытывать молодой человек, глядя на памятник Сталину? Тягу в прошлое? Веру в правоту дела Сталина?
Валерий Хвостенко, зампредседателя Красноярского общества "Мемориал", участник теледискуссии "Нужен ли в Красноярске памятник Сталину?"
Статья в свое время была подготовлена для печати, но в печать не попала по соображениям редакции газеты.