












Российские власти намерены закончить дело, начатое Иосифом Сталиным, по строительству железной дороги Салехард - Игарка, проходящей по территории Красноярского края. Об этом сообщает британская газета "Гардиан".
Речь идёт о строительстве железной
дороги Салехард - Игарка, известной также
как "мёртвая дорога", учитывая
сколько людей погибло при попытках её
строительства. Строилась дорога
заключёнными ГУЛАГа.
Как пишет "Гардиан", в 1940-х годах, когда начались работы над этим проектом, там гибло как минимум 10 человек в день. Решение начать строительство этой железной дороги, известной тогда под названием проекты 503 и 501, было объявлено в январе 1949 года, так как Сталин хотел улучшить связь в арктических регионах.
На самом деле работы начались ещё в апреле 1947 года сразу в двух направлениях: проект 503 направлялся на запад от Игарки, а проект 501 - на восток от Салехарда. К 1951 году там работало 85 000 заключённых. Работа на "мёртвой дороге" была прекращена в 1953 году вскоре после смерти Сталина.
Однако, пишет "Гардиан", "Кремль, явно считающий, что его мировое значение зависит от природных ресурсов страны, видимо, хочет закончить строительство этой железной дороги с тем, чтобы связать арктические регионы, известные своими запасами нефти и руды, с Европой".
Газета цитирует заместителя главы "Российских железных дорог" Сергея Иванова, который сказал, что его компания обсуждает возможность обеспечения железнодорожной связи с Норильском. Доходы от никеля, добываемого в Норильске, напоминает газета, составляют 2 процента ВВП России. И одновременно с этим в Москве в музее имени Сахарова открылась выставка, посвящённая строительству "мёртвой дороги" во времена Сталина, пишет "Гардиан".
Фото Александра КУЗНЕЦОВА.