












Эту уникальную фотографию передал нам житель деревни Черемшанка нашего района
Дмитрий Степанович Деньгуб
На старом портрете размером 20х25 см запечатлен его дед, Тарас Иванович Деньгуб. Сухие строчки документов, полученных еще в 1989 году из управления КГБ по Красноярскому краю, свидетельствуют о его семейном положении и месте жительства. В справке сказано:
«Деньгуб Тарас Иванович, 1879 года рождения, уроженец дер.Перелаз Суражского района бывшей Черниговской губернии, на день своего ареста 4 октября 1936 года проживал в деревне Черемшанка, Бобровского сельского совета, Ачинского района, Красноярского края, работал рядовым колхозником в колхозе «Пятилетка» этого же сельсовета, имел следующий состав семьи:
- жена Деньгуб Пелагея Ивановна, 58 лет;
- сын Степан, 30 лет;
- дочери Анисья, 27 лет, Прасковья, 16 лет.
Зам. начальника Управления А.Е.Сафонов».
Можно добавить к этому, что Т.Н.Деньгуб, по семейному преданию, ранее был председателем Черемшанского сельсовета. А в канун ареста работал в колхозе «Пятилетка» молоканщиком. Когда Тараса Ивановича арестовали сотрудники НКВД, у семьи Деньгубов местные активисты забрали корову и заготовленный пиломатериал. Правда, документального подтверждения этого факта пока нет, но сделан соответствующий запрос в архивный отдел администрации города Ачинска. Надо ли говорить, что обвинения в адрес Т.И.Деньгуба были полностью надуманными и необоснованными? Не мог бывший председатель сельсовета быть антисоветчиком, врагом или шпионом - это просто абсурд.
О дальнейшей судьбе сельчанина рассказал документ, который называется «Свидетельство о смерти». В нем записано, что «гражданин Деньгуб Тарас Иванович умер 30 октября 1937 года... в возрасте 58 лет... Причина смерти - расстрел. Место смерти: город Ачинск».
Добавим, что одновременно с Т.И.Деньгубом были расстреляны еще несколько человек из деревень, которые ныне входят в Большеулуйский район. Среди них - крестьянин из д.Ишимка Никифор Петрович Горюнков, колхозник из Симоново Дмитрий Петрович Дутов, колхозник из Секретарки Фаддей Филимонович Аникеев и другие сельчане. Все они, как Тарас Иванович Деньгуб, были впоследствии реабилитированы. Посмертно. Место их захоронения «установить не представляется возможным...». Последние строчки - из официального ответа органов КГБ-ФСБ. К сказанному можно лишь добавить, что во всех официальных бумагах, рассказавших о судьбе нашего земляка, нет лишь одного - извинения. Или хотя бы такой строчки: «К сожалению...» Как нет и какой-либо компенсации за его незаконные арест, содержание под стражей и расстрел. Подобные выплаты «наследникам не производятся». Это - тоже строчки из официального ответа. Единственное, на что могут рассчитывать наследники первой очереди - на выплату компенсации за конфискованное имущество. Но в данном случае таковых просто не оказалось в живых - даже внуку Тараса Ивановича нынче исполнилось 72 года. А ведь факт изъятия имущества еще нужно доказать.
Вместо послесловия. Кстати, мы впервые публикуем снимок одного из незаконно расстрелянных наших земляков. Других попросту не сохранилось. Этот портрет обязательно будет перефотографирован, а копия помещена в экспозиции районного музея.
В.Усков,
секретарь районной комиссии по восстановлению прав
реабилитированных жертв политических репрессий
«Вести», № 49 (7167), 03.12.2005 г.