Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Сталинский проект возрождается


На севере Красноярского края начались исследования состояния железной дороги Салехард-Игарка. Учеными Московского государственного университета путей сообщения были проведены инженерные изыскания, а затем проанализирована возможность возрождения трансполярной железной дороги

По словам профессора университета Галины Шипитько, состояние дороги на некоторых участках можно назвать неплохим: сохранилось дорожное покрытие и рельсы, но часть участков находится в очень плохом состоянии. В этих местах наблюдаются просадка земли, затопление, заросли кустарников.

Строительство дороги началось в марте 1947 г. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, 501-е управление Главного управления лагерей (ГУЛАГа) начало прокладку 700-километровой трассы от станции Чум дороги Котлас - Воркута на северо-восток через Щучье и Новый Порт на Мыс Каменный.

Труднейшие геологические и климатические условия не помешали уже к концу 1948 г. пустить поезда на 200-километровом участке дороги, пересекшем отроги Полярного Урала от станции Чум до пос.Лабытнанги на берегу Оби. Согласно планам руководства ГУЛАГа, к 1952-1953 гг. строители обоих управлений должны были встретиться на берегах р.Пур, примерно посередине 1300-километровой трассы. Однако дальнейшая реализация грандиозного плана застопорилась: в разгар строительства выяснилось, что в новый порт не смогут заходить океанские корабли.

А 25 марта 1953 г., через 20 дней после смерти Сталина, Совет Министров СССР постановил прекратить строительство Сталинской железной дороги. Заключенные работали месяцы спустя после этого, занимаясь демонтажем, вытаскивая костыли и рельсы. По неофициальным данным, на строительстве погибло от 60 до 100 тыс. человек.

Идея восстановления железной дороги Салехард - Игарка протяженностью 1400 км активно разрабатывалась два последних года. В мае 2005 г. на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа проект строительства Полярной железной дороги был назван приоритетным.

Необходимость строительства очевидна: открываются новые месторождения полезных ископаемых, увеличиваются объемы добычи, соответственно, возникает необходимость в развитии транспортных коммуникаций. Открытие нефтегазовых месторождений в Эвенкии и на Таймыре также говорит в пользу возобновления строительства железной дороги. Если целесообразность строительства будет подтверждена, к проекту планируют привлекать и заинтересованные стороны, в том числе и "Норильский никель", поскольку существует вероятность продолжения дороги до Норильска.

«АиФ на Енисее», № 29, 2005 г.


/Документы/Публикации 2000-е