Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

 На пути первом


Это было совсем недавно - буквально в последние дни показа сериала "В круге первом". Первый тёплый день, толпа пассажиров в салоне ПАЗа - и портрет Сталина, висящий над лобовым стеклом. Почему за стёклами красноярских автобусов и автомобилей (кстати, не так уж редко) стоят портреты Сталина, антигероя романа Солженицына, тирана и изверга, по утверждению многих историков? Кто такой Иосиф Сталин для современного человека - идейный вдохновитель или просто красивая легенда, как Эрнесто Че Гевара? Поддерживающие политику вождя представители старшего поколения скажут, что сталинские времена - это времена мужества и дисциплины. Сталинисты помоложе, ту эпоху уже не заставшие, скажут что-нибудь пространное про "железный порядок", царивший в стране. Особенно интересно, что думает о фильме и о том времени молодёжь. Недавно закончилась последняя серия, но можно с уверенностью сказать, что даже сейчас сложно дать фильму конечную оценку.

Так что же думать молодёжи? Кто не так давно окончил школу, помнит ещё, как на уроках по романам-антиутопиям звучало: основная масса народа готова пренебречь своей индивидуальностью, закопать в землю свои нравственные качества, добровольно лишить себя свободы ради гарантированного хлеба и мало-мальского спокойствия. То же и у Солженицына. Его герои - люди исключительных моральных качеств, день за днём ограняющие алмаз своей души. Все остальные вокруг задавили свою душу и наплевали на свою потерянную внутреннюю свободу. Но тут возникает некоторая неоднозначность. В дискуссии о фильме и о романе, шедшей как эпилог к сериалу, из уст самого Евгения Миронова (Нержина) не раз звучала фраза: "Моей семьи это не коснулось".

Так как же понимать фильм тем миллионам людей, дедов и отцов нынешнего поколения, которых борьба за собственное достоинство в условиях жесточайших репрессий не коснулась? Они понимают страдания героев, сочувствуют им, но не всегда улавливают, как спроецировать их подвиг на свою, такую обыденную и рутинную жизнь. В какой момент упустили они возможность принести жертву во имя свободы? Они, учащиеся, работающие, путешествующие и влюбляющиеся, они, не обсуждавшие политику просто потому, что её не принято обсуждать, когда именно продали они свою свободу за станок, учебники, еду и бесплатный отдых? Они могут оказаться в недоумении: легко задуматься над своим моральным обликом, когда в твоих руках - судьба советской науки или атомной бомбы, но в каком направлении думать, если в руках у тебя - только завтрашний день твоих детей?

Ведь даже религия не выход. О ней у Солженицына самые яростные споры. С одной стороны, христианство, вытесненное коммунизмом как отжившее. С другой стороны, коммунизм, повесивший на место икон портреты вождей и разместивший тюрьмы в зданиях духовных семинарий. Обе религии возникли для защиты бедных и угнетённых. Ни та ни другая не терпят сомневающихся, нерешительных, слабых, им нужно всё или ничего. И в конце концов и та и другая отталкивают своих приверженцев, подавляют их, не выполнив, таким образом, главной задачи - защиты слабого. Поэтому Глеб Нержин, а вместе с ним и Солженицын призывают взять от христианства только самое лучшее: не веру в формального Бога, а ощущение добра, гармонии и ответственности перед жизнью - не зря говорят о христианской бодрости Солженицына.

Но ведь взять лучшее из коммунизма предлагает и другой герой, Лев Рубин. Он верит, что существует тот рациональный ствол, на котором крепится вся марксистская философия. И задумка-то была неплохая - вот и солженицынское "сбережение народа" с ней перекликается.

Солженицын не нов в идее извлечения лучшего из любой религии и философии, в призыве развивать такие вечные качества, как совесть, ответственность, милосердие, требовательность к себе. Об этом говорили и Достоевский, и Платонов, и Булгаков. Но Солженицын как истинный гений нашёл новый способ подачи. Шаг за шагом расписал он становление и выплавку личности своих героев. Показывая повседневную кропотливую работу над душой, ежеминутную оценку с точки зрения морали каждого слова и дела, маленькие блокнотики Нержина с записями самого главного и его борьбу с "птичьими словами", Александр Исаевич вроде бы даёт нам маленькие ключики к разгадке тайны повседневного обтёсывания характера. Работать над собой всё больше и больше - в каждом деле, в каждой скучной заботе.

И сегодня это вновь актуально. Недавно появилась очередная серия публикаций о премиях в области науки и культуры на деньги российских олигархов. Кто-то назовёт наших учёных, берущих подачки из рук врагов Отечества, Вадимами из рекламы, а кто-то вообще не поймёт, о чём речь и какие могут быть причины отказаться от 50 000 долларов.

А между тем такие же сложные ситуации в будущем ждут и сегодняшнюю молодёжь. И уже сейчас она должна определиться, по какому пути пойти и как понять уроки Солженицына. И хотя многие (как ни странно!) не против пожить при большевизме и получить "вышку" бесплатно, но они вполне могут задуматься над шлифованием собственного характера - ведь для силы духа нужно знать, что кому-то ты не "по барабану", что кто-то подаст тебе руку помощи в благодарность за протянутую когда-то твою. Нужно, чтобы работала формула "сбережения народа". Только дождётся ли этого народ?

Впрочем, может быть, Сталин над лобовым стеклом - просто символ порядка на дорогах...

Эльнара КУРБАНОВА, ученица 11-го класса школы N 44
Красноярский рабочий 02.03.06


/Документы/Публикации 2000-е