












Как говорится, накаркал. В июле прошлого года я написал о
Курейке: "Бродил по заросшему бурьяном и едва ли не напрочь
разрушенному, сожжённому сталинскому пантеону, по прекрасно
сохранившимся еловым аллеям, взбирался на постамент, на котором
некогда прочно и, казалось, вечно стоял памятник "вождю
народов", и вспоминал товарища Юрчика... Почему, подумалось, он
пытался поставить памятник Сталину в изнеженном благами
цивилизации Красноярске, а не в туруханской тайге? Ага, там, где
тысячи могильных холмов наших безвинно погибших предков, это
было бы делать неловко. Да и физически трудно, материально
затратно".
Идея, как говорится, запала. Но уже не "главный партиец" края Владислав Юрчик, а лицо вполне официальное - советник губернатора Евгений Пащенко, не думая о неловкости, ратует за установку памятника Сталину в местах его былого проживания, ссылаясь при этом на инициативу неких туруханских предпринимателей, заботящихся о развитии туризма. Якобы они решили отслюнявить на это цельный миллион рублей. Памятник, мол, уже заказан скульпторам, и к лету должен быть готов.
Отчего же скульпторов-то тревожите, господа хорошие? Если так загорелись идеей, организуйте экспедицию и поднимите со дна Енисея уже готовое десятиметровое изваяние. Оно ведь не уплыло по течению, лежит где-то рядом с берегом. Но это сделать трудно, хлопотно. А вот раструбить на весь мир о какой-то дешёвенькой, наспех сотворённой скульптурке, пропиарить себя самих - это гораздо проще.
Живо представляю картину: предприимчивые ребята водружают на полуразвалившийся постамент новую фигуру вождя. За ней, за фигурой, - руины пантеона, на восстановление которого должны уйти не один, а десятки, если не сотни, миллионов рублей. Это ж сколько туристов надо забросить в Курейку, чтобы оправдать затраты?
Можно, конечно, долететь на самолёте до Игарки, Туруханска, а оттуда добраться до Курейки на катерах. Но много ли найдётся желающих проделать столь нелёгкий и затратный путь? Пока таковых на горизонте не видно. Народная тропа к пантеону давно заросла и в прямом, и в переносном смысле, и вряд ли кто, даже в ранге трижды советника губернатора, её восстановит.
Так что, как ни крути, бизнесом идея установки памятника Сталину совсем не пахнет. Остаётся одно - политика. Если б это была политика компартии - куда ни шло. Но за ней стоит действующая власть.
Наш губернатор неустанно твердит, что Красноярский край является регионом-локомотивом. Верит в это народ или не верит, не знаю, но знаю точно: на слуху у всей России теперь не экономических планов громадьё, а всякие прожекты вроде увековечения памяти Иосифа Виссарионовича. Будто кто-то сознательно пускает красноярский локомотив по Сталинской железной дороге, на которой давно уж нет ни рельсов, ни мостов.
Владимир ПАВЛОВСКИЙ.НА СНИМКАХ: Долгое время пантеон пребывал в относительной
сохранности. Пантеон образца 2005 года.
Фото Александра КУЗНЕЦОВА и автора