Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

"Не сотвори себе кумира…" А если его на продажу сотворить?


Действительно, сложно предугадать, как наше слово отзовется. Некоторое время назад была ярмарка туристических проектов. На "круглом столе" кто-то из северян сообщил, что они могли бы восстановить пантеон Сталину в селе Курейка Туруханского района. С тем, чтобы привлечь туда туристов и проект окупить

Намерение это прокомментировал советник губернатора края по туризму Евгений Пащенко. Дословно это выглядело так:

"Как вы относитесь к идее восстановления пантеона Сталину? Может ли это стать привлекательным для туристов?"

"Почему бы и нет, если для туристов".

После этого в 250 источниках появились сообщения. От реальных — о новом направлении туристического бизнеса — до безумных, то есть политических. О самом пантеоне. "В декабре 1949 года с большим размахом отпраздновали 70-летие Генералиссимуса. Тогда же решено было на средства и силами Норильского горно-металлургического комбината выстроить в Курейке павильон-музей И.В.Сталина. Сохранилась в целости изба, где он жил. Туда, на берег Енисея, к лету 1950 года отправили из Норильска бригаду опытных строителей-заключенных с небольшими сроками, около 200 человек".

На сегодня ни памятника, ни пантеона не существует.

Мы решили узнать о проекте из первых уст — от советника по туризму губернатора Красноярского края Евгения Пащенко.

— Вы специально провоцируете скандалы?

— Лучше это назвать созданием информационных поводов. Красноярский край никогда не получал такой прессы в сфере туризма. Губернатором в июле прошлого года была поставлена задача — заняться туризмом всерьез. Это, считаю, одна из составляющих серьезного отношения. Как можно оценить эффективность? Посмотрите комментарии на заявление. Наши соседи, лидеры туризма иркутяне, комментируют.

— Речь шла о восстановлении исторического объекта для показа туристам, это экономически и социально, как угодно, оправданно. В Курейке жили, если не ошибаюсь, до 800 человек, работали, жизни радовались. Сейчас там осталось человек 200, которым нечем заняться. Восстановление объекта даст хотя бы социальный эффект, потому что половина людей точно будет задействована в какой-то работе. А то, что тема ГУЛАГа привлекает туристов, — это безусловно. Возьмите статистику последних лет, когда еще "Чехов" ходил. 90 процентов туристов ехали туда именно для того, чтобы посмотреть бывшие лагеря. И посмотрите, какой интерес вызвало это упоминание пантеона Сталина. Кошмар какой-то.

Причем политический интерес был только в первый день. Дальше уже говорилось о туризме, на специализированных сайтах и журналах. Давайте посмотрим: в Самаре самый популярный маршрут — "Бункер Сталина". Путин в прошлом году, кажется, на Мамаевом кургане сказал, что он бы не возражал против переименования Волгограда в Сталинград. Есть такой факт.

— А как насчет нравственной стороны? На всем можно делать бизнес?

— Сегодня туда туристы едут, они ехали вчера и поедут завтра. Это реалии.

— В том-то и дело, что туристы. Тут тебе памятник Сталину, а тут — какие-то нелепые дураки со своими подружками пиво пьют и расслабляются всячески...

— Там такая обстановка, что она не позволяет расслабляться. Она просто давит. Это первое. Второе. Туристы все равно там ходят. По колено в грязи, спотыкаются о проволоку и видят одни развалины. Кому от этого хорошо? Между прочим, это тоже имидж края, имидж власти. Они приехали не развалины смотреть, между прочим.

Теперь с точки зрения целесообразности. Пантеон строили никакие не ссыльные, а бригада, специально направленная с Норильского горно-металлургического комбината. Объекты в одно время, можно сказать, построены. Давайте и "Норильский никель" считать памятником сталинской эпохи. Тем не менее, его же не рассматривают как памятник. Потому что он приносит деньги. Восстановленный памятник в Курейке тоже будет приносить прибыль, и что из этого? Если мы говорим об экономике, почему на продаже цветных металлов зарабатывать можно, а на въездном туризме — нельзя? Тем более что и то, и другое можно считать памятником Сталину. И пантеон, и Норильский комбинат.

Вы еще вот о чем подумайте. Мы тут рассуждаем — нравственно, безнравственно, целесообразно. А там, в Туруханске, сидят здоровые мужики, которые родились там и выросли. Кому принимать решение, в конце концов? Может быть, не надо туда лезть? Северяне у нас народ мудрый, не надо им мешать, если такая инициатива родилась.

Я вообще не знаю, открывать тайну или нет. Первым об этом сказал автор проекта, предприниматель, который это затеял. Он высказал идею на "круглом столе" по туризму, и именно оттуда это вышло на сайт. А уже комментарии брали у меня, что вполне естественно. Но обратите внимание, речь всегда шла об инициативе местных предпринимателей, которые решили, для расширения своего бизнеса, освоить новую сферу. У нас есть еще что посмотреть на маршруте от Красноярска до Дудинки, почему бы и нет.

— А сам вы по убеждениям не сталинист?

— Нет. Я никак не относился к нему до того времени, как стал заниматься туризмом. Ровно относился, точно так же, как к Ленину, Брежневу, Черненко — нашему земляку. Кстати, тоже бред. Убрали памятник человеку, который родился у нас, стал первым лицом громадного государства — и мы сносим его бюст, постамент сносим. Зато ставим памятник пьяному мужику, на которого мочится собака. Где здравый смысл? О чем можно говорить дальше? Надо отдавать себе отчет — когда мы ведем речь о въездном туризме, необходимо представлять, зачем люди едут к нам, в Сибирь. Даже не об иностранцах речь — как нас представляют люди, скажем, за Уралом. Есть же устойчивые стереотипы — мороз, тайга, медведи по улицам ходят... И сплошные лагеря. Если человек решил ехать в Сибирь, он будет рад найти то, что ему представлялось. Допустим, пустить медведей по улицам мы не можем, но хотя б отчасти воспроизвести представления вполне в состоянии. Поймите, ничего не может быть глупее, чем рассматривать туристический бизнес в Сибири как строительство пятизвездочных отелей. Да, есть у них гостиницы с теплым туалетом и другими удобствами. Но у них нет Енисея, нет тайги, нет Обь-Енисейского канала, нет староверов и нет пантеона Сталина.

Человек, который едет в Сибирь, должен получить то, что хотел. Пятизвездочные отели будут, но в качестве приятного сюрприза, не более того.

По личному распоряжению Мао изготовили окна для пантеона и привезли их в Курейку. Теперь, едва только они услышали о возможности восстановления пантеона, уже предложения были от китайцев – воссоздать те же окна и витражи, вообще поучаствовать в восстановлении. Для них это почетно — еще раз отдать должное председателю Мао таким вот способом.

— Они иначе относятся к истории или к мертвым?

— И то, и другое. Серьезные шаги, в том числе имиджевые, показывают, что у нас огромный потенциал. Стратегически этот пиар бесспорно перевесит все политические спекуляции. Сегодня уже пена схлынула. Но стратегически получен значительный результат. Бог с вами, не надо памятник — восстановим только пантеон и обновим постамент. Так можно?

Кроме этого, коммерсанты планировали поставить там же знаменитый паровоз с дороги Салехард—Игарка.

Позиция демократов. Лидер партии "Демократический союз" Валерия Новодворская заявила, что для нее намерения красноярских предпринимателей восстановить пантеон Сталину — это то же самое, "если бы в Германии какие-то немецкие предприниматели ради привлечения туристов восстановили бы Рейхстаг". "Мир содрогнулся бы от ужаса и возмущения", — отметила она (справка не для демократов: Рейхстаг восстановлен 10 лет назад. Самый посещаемый в Германии туристический объект).

Позиция сталинистов. "Сейчас ставить памятник Сталину — это все равно, что ставить икону на помойке. Сталин создал великую империю, мы эту империю развалили. Создайте державу, которая хотя бы слегка будет похожа на ту, которую вы разрушили, и это будет лучшим памятником Сталину".

Официальная позиция администрации края: мы не сносим памятников политическим деятелям, но и не строим новых. Это не относится к писателям, художникам, водопроводчикам — то есть ко всем людям, чья деятельность безусловна и не подвержена исторической и политической конъюнктуре.

Юрий Владимиров

Пантеон был построен в середине прошлого века в поселке Курейка Туруханского района и представлял собой монументальное сооружение площадью более 400 квадратных метров, в композиции была и фигура Сталина в полный рост. В 1961 году пантеон был закрыт, а в 1995 году практически разрушенное сооружение сгорело.

«Городские новости», № 45 (1393), 04.05.2006 г.


/Документы/Публикации 2000-е