Не хотелось вступать в полемику по вопросу восстановления памятника Сталину в Курейке, но, видя, как уважаемые люди, не владея информацией, выливают на других уважаемых людей ушаты грязи, решил выразить от первого лица, виновного в разжигании этих страстей, свое мнение и попытаться объяснить свои действия в сложившейся ситуации.
Мне трудно соперничать в области публичных выступлений с журналистами "Красноярского рабочего" и руководителем общества "Мемориал" господином Бабием. Все, чем они занимаются, достойно уважения. Тем более непонятна их оскорбительная интонация в отношении оппонентов, а их намеки на политические заказы не поддаются никакой логике.
Неужели непонятно, что возврата к прошлому нет? Тогда зачем сталкивать лбами людей с разными мнениями и взглядами на жизнь? Сомнение в моих умственных способностях я еще могу стерпеть, хоть и с трудом, но зачем оскорблять главу Туруханского района и советника губернатора? И о какой политической выгоде со стороны власти идет речь? Объясните это мне - простому избирателю и гражданину своей страны.
И еще вопрос. Почему эти борцы за права человека, побывав в краткосрочной командировке в деревне Курейка, пишут о разрушенном пантеоне и о моральной стороне идеи установки памятника Сталину, а о людях в вымирающей деревне ни слова? И откуда у этих профессионалов такие данные о размерах памятника, стоимости проекта, утвердительные высказывания о возможности поднять памятник со дна Енисея, а также о разграблении Ермаково Туруханской администрацией?
И почему они умалчивают о том, что именно глава Туруханского района Симона Юрченко озаботилась и вовремя забила тревогу по поводу других исторических реликвий сталинской эпохи - замытых в ил паровозах печально знаменитой гулаговской стройки N503. Из-за бездеятельности людей, ответственных за их сохранность, весной этого года паровозы просто раздавил бы ледоход.
Кто живет на Енисее, знает, что такое ледоход. И никто не собирался исторические экспонаты сдавать в металлолом. Работниками Курейской ГЭС, руководившими уникальной по своим техническим трудностям экспедицией, удалось спасти настоящие раритеты. Им бы поклониться и спасибо сказать, а не возбуждать уголовное дело против них. Теперь паровозы находятся в безопасности на причале пристани Светлогорск. И теперь в компетенции главы района решать, где поставить паровозы как памятник, и поставить так, чтобы за ними был надлежащий присмотр.
Сегодня каждое муниципальное образование самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально-экономическое состояние, имидж и перспективы развития. Люди заинтересованы в судьбе своей малой родины, в развитии местного хозяйства, использовании природных, интеллектуальных, управленческих и других ресурсов. Это позволяет населению самому подключиться к поиску средств, в том числе и их зарабатыванию, для решения социальных вопросов, создания современной инфраструктуры муниципального образования. В планах стратегического развития Туруханского района до 2010 года одно из направлений - именно создание и развитие туризма.
Могу сообщить своим оппонентам, что идея восстановления памятника Сталину, пантеона и одной из лагерных зон ГУЛАГа - стройки N503, это лично моя инициатива, и никакая власть здесь ни при чем. Подготовка к проекту длилась шесть лет. У бизнесменов тоже есть чувство патриотизма. Когда наши и иностранные туристы спрашивают, почему не сохранился уникальный по своей архитектуре исторический парк, нам просто нечего сказать.
И вместо одной немки, знакомой господина Бабия, готовой отказаться от путешествия по Енисею, если восстановят памятник Сталину, я готов предоставить десять японцев, которым это будет интересно. Мы, что - и дальше будем оглядываться на Запад, как нам вести у себя в России, или мы все-таки найдем в себе смелость сказать: "Ребята, это наша история! Да, она во многом трагична своими правителями, но и величественна своими победами!" И никто, кроме нас, граждан своей страны, не сможет сохранить для потомков историю, какою бы горькою она ни была.
С уважением "неизвестный бизнесмен
Туруханского района",
директор ООО "ТЭТ"
Михаил ПОНОМАРЕВ.
Туруханск.
Вот такое взволнованное письмо пришло в "СГ". Как я поняла, оппоненты автора курейковского проекта Михаила Пономарева высказали, и не без оскорблений, свое мнение на страницах газеты "Красноярский рабочий", а он решил ответить им на страницах "СГ". Обычно мы такую практику не приветствуем. Но если негде человеку больше высказаться, и если тема интересна, то почему бы и не опубликовать письмо, тем более что оно написано взволнованно и искренне.
Сразу вспомнила недавние теледебаты по поводу красных и белых и под занавес умоляющий зов Никиты Михалкова: "Ребята, неужели непонятно, что нам нечего делить?" Уж целый век минул, как мы бьемся друг с другом лбами, стоя над пропастью, и, похоже, что ничему нас не научили кровавые уроки истории. А ведь, если не разойдемся в этом бараньем упрямстве, все вместе и свалимся в эту пропасть. Неужели непонятно?
А теперь по поводу поднятой темы. Лично я против того, чтобы восстанавливали памятник Сталину. Не сердитесь, Михаил, но памятник - не храм, который принадлежит вечности. Любой памятник принадлежит своему времени. И если другое время его изничтожило, значит, так тому и быть. И странно было бы видеть во всем величии правителя, за спиной которого стоит трагедия целой страны, всего народа, и не видеть жертв его правления. Когда ставили пантеон Сталину, об этих людях, усеявших костями ваш Туруханский край, никто не думал, просто угождали вождю. Но мы-то, спустя более полувека, смотрим уже на все иначе. Вот свой взгляд мы и должны выразить, создавая этот мемориал. Нужен новый памятник, от нас. Так я думаю.
Конечно, это здорово, что есть среди бизнесменов люди, которым небезразлично ни прошлое Отечества, ни его настоящее. Здорово, что есть люди, готовые дать средства на то, чтобы создать мемориал. Но тысячу раз стоит подумать над тем, для кого и кому мы ставим памятники. А еще, наверное, надо держать в памяти и тех людей, о которые вы пишете, Михаил, о тех, кто сейчас едва сводит концы с концами. Все надо взвешивать, нетерпение тут ни к чему. Рада буду услышать мнение об этом наших читателей, согласных и не согласных со мною. Только когда будете писать, не забывайте о паровозе, который лежит в грязи. А ведь думали когда-то, как нас учили вожди, что только в коммуне будет остановка.