Судьба никогда не баловала его. В далёком 1931 году десятилетний Тойво Ряннель вместе с родителями был сослан в Сибирь. Финские ссыльные были определены на вечное пребывание в Красноярский край, в специальное поселение Леоновское Мотыгинского района.
Были трудные времена, много чего не хватало людям. Вся Россия жила указами сверху, а выживала им вопреки. Были арестованы и расстреляны брат Эйно, дядя Давид Ряннель, его жена Хелена. Безрадостное детство с клеймом спецпоселенца проходило в суровых условиях Удерейской тайги. Школа, самодельные лыжи (какой финн без лыж!), тайга. Вот всё, чем заполнялись многие годы жизни. Но было то, что во многом определило будущее молодого человека, - суровая, но первозданная и неповторимая сибирская природа, которая наложила свой отпечаток на душу и нашла отклик в сердце будущего художника. Наверное, тогда и зародилась в нём тяга к прекрасному.
Война прервала обучение в Омском художественном училище. Молодой Ряннель дважды призывался в армию, но, как ни просился на фронт, всякий раз по паспортным данным не проходил призывную комиссию, и был наконец отправлен к месту жительства родителей. После окончания войны была попытка поступить в Академию художеств, но, как спецпоселенец, был выдворен из Ленинграда.
Однако необыкновенные воля и трудолюбие помогли в становлении художника Ряннеля. А его самобытный талант и яркое мастерство сыграли в этом решающую роль.
Безграничная любовь к своей новой родине, к Сибири, к её природе и людям нашла своё отражение в творчестве художника. Именно это стало темой картин ("Горные кедры", "Рождение Енисея" и др.), поэтических сборников и книг народного художника России, поэта и прозаика, члена Союза российских писателей, академика Петровской академии наук Тойво Васильевича Ряннеля. Долгие годы он был дружен со многими знаменитостями, в том числе с учеником В. И. Сурикова -художником Д. И. Каратановым, писателем и краеведом И. Ф. Беляком, художником Р. К. Руйгой и другими (автору этих строк довелось услышать рассказ Тойво Васильевича о том, как он и И. Ф. Беляк несли на руках умирающего Д. И. Каратанова, исполняя его последнюю волю, на любимые всеми Столбы).
В 1993 году Ряннель был реабилитирован как жертва политических репрессий, и с той поры проживает на своей исторической родине в Финляндии, но сохранил российское гражданство и верность своей второй родине - Сибири. В Красноярске проживают его дочь, внучка и правнучка. И с нами, красноярцами, его любовь, тепло его картин, стихов и книг.
"И вот я гражданин Вселенной -
Без малой родины моей.
Большой планеты вечный пленник,
Приговорён любовью к ней..."
Тойво Васильевич Ряннель регулярно навещает Красноярск с выставками новых картин, и тогда в нашем городе проводятся его литературные чтения, встречи с творческими людьми. В октябре нынешнего года, в дни празднования своего 85-летнего юбилея, он вновь порадует красноярцев своей, теперь уже заключительной, выставкой картин. В этой связи представители общественности обращались к администрации города Красноярска с просьбой о достойной встрече юбилея нашего знаменитого земляка. Кроме всего прочего, хорошо было бы к этой дате отдельным небольшим сборником издать статьи и стихи, которые были напечатаны о нём в газетах и журналах. Это было бы приятно Человеку, который принёс нам в ладонях солнце.
Владимир ТРОФИМОВ.
Красноярский рабочий 20.07.06