Жертвы ГУЛАГа заслужили тепло
Красноярск. Переселение на юг северян, пострадавших от сталинских репрессий, будет решаться в рамках реализации национального проекта "Комфортное и доступное жильё - гражданам России".
В Красноярске побывала делегация общественного объединения «Защита жертв политических репрессий» из Норильска. Во второй раз преодолели они десятки сотен верст по Енисею — теперь уже на теплоходе «Александр Матросов» — с севера на юг. В середине прошлого века девять женщин были в числе тех, кого ни за что ни про что однажды арестовали и отправили за Полярный круг отбывать срок.
«Мы тогда не видели всей красоты Енисея, — говорит Фрида Якоби. — Везли в трюмах. Нас сослали как приспешников нацистской Германии — поволжских немцев. Мне было 14 лет. С нами были и карельские финны. Высадили нас на берег. Построили землянки, в них и жили. Вы не поверите, но мы, подростки, работали рыбаками. Помню 42-й. Невод вытаскивали 12 человек, босиком. Очень хотелось есть, но пойманной рыбы нам есть не разрешали. Многие умерли от голода».
На пристани у Красноярского речного вокзала их встретили члены местного отделения общества «Мемориал», чиновники, журналисты. По словам председателя общественного объединения «Защита жертв политических репрессий» Елизаветы Обет, визит носит историко-просветительский характер. «Люди, в первую очередь, молодое поколение должно помнить о тех страшных временах, — сказала она. — Нельзя забывать о многочисленных невинных жертвах тоталитарного режима».
По словам руководителя Красноярского отделения историко-просветительского, правозащитного и благотворительного «Мемориала» Алексея Бабия, на огромной территории края организации, объединяющие реабилитированных, сильно разобщены. «Нам нужно устанавливать связь, сообща рассказывать молодому поколению о людях, которые были незаконно осуждены, и тех, кто погиб в лагерях».
«Красноярский край представляет собой малую копию нашей страны, — отметил на встрече с членами делегации правозащитного объединения заместитель губернатора Сергей Козаченко. — Наш регион принял более полумиллиона осужденных и ссыльных репрессированных. Среди них были выдающиеся личности и простые люди, попавшие в жернова режима. Для защиты прав репрессированных в крае был разработан и принят в 2004 году региональный закон «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».
«Это нас спасло, — говорит Елизавета Обст, — сохранило льготы, которых нас лишал другой закон — о монетизации. Все, все сохранило, даже право на бесплатный проезд в общественном транспорте. В феврале этого года побывали на форуме общественных объединений защиты жертв политических репрессий и мемориалов и чувствовали себя там белыми воронами: поняли,что в отличие от других регионов нам здесь хорошо помогают. Благодарны мы и за то, что здесь чтят память жертв репрессий».
В Красноярском крае выходит Книга памяти жертв политических репрессий. Это издание стало результатом совместной работы краевого архивного агентства, специалистов по социальной защите, регионального управления ФСБ РФ, ГУВД края и местного отделения общества «Мемориал». Увидело свет два тома этого издания. Второй содержит около 6 тысяч биографических справок о красноярцах, находившихся под следствием в Красноярском крае, фамилии которых начинаются на буквы «В» и «Г», а также справочную информацию, научные и публицистические статьи. Первый том, содержащий справки на литеры «А» и «Б», вышел в 2004 году. Готовится к выходу продолжение книги.
В Норильске сейчас проживает несколько сотен репрессированных и их детей, имеющих право на льготы. Жертвы сталинского режима живут и на других северных территориях, в том числе и в Таймырском автономном округе. Естественно, многие из них после полувековой жизни в Заполярье мечтают обрести жилье в районах с более мягким климатом. Однако, как отметила Елизавета Обст, норильским репрессированным выделили всего шесть квот. На очереди же примерно 600 человек. Мы оказались здесь не по своей воле, мы полюбили Север, сами стали северянами, но хотелось бы остаток своей жизни прожить там, где немного теплее.
По словам Козаченко, эта проблема будет решаться в рамках реализации национального проекта «Комфортное и доступное жилье — гражданам России».
Кстати
В годы культа личности Сталина в
Красноярском крае отбывали заключение
более 500 тысяч репрессированных. На учете в
местных органах социальной защиты
населения сейчас состоит более 24 тысяч
реабилитированных граждан и около 1100 людей,
признанных пострадавшими от политических
репрессий. Согласно Федеральному закону №
122 «О монетизации льгот» социальное
обеспечение репрессированных было
полностью отдано в компетенцию края. В 2005
году из краевого бюджета на льготы
пострадавшим от репрессий был выделен
почти 31 миллион рублей. В текущем году на
социальную поддержку репрессированным из
региональной казны планируется потратить
уже более 50 миллионов рублей.
Вячеслав Корзун
Российская газета, 08.08.06