Многие из тех, кто приезжает в Норильск в гости или командировку, увидев эти конструкции, удивленно спрашивают: “А что это у вас такое?”. Эти “заборы” стоят по обеим сторонам дороги Алыкель — Норильск. Странно, но даже не все норильчане знают, “что это такое”.
Бесхитростные, на первый взгляд, деревянные “заборы” — на самом деле настоящее изобретение. Оно даже имеет официальное название — “щиты Потапова”. Еще их называют снегозащитными заборами. Их придумал заключенный Норильлага Михаил Потапов, инженер путей сообщения, осужденный по 58–й статье за якобы диверсию.
Снегозащитные заборы — не просто бессмысленно натыканные в снег деревяшки. До возведения такого щита нужно было исследовать метель — аэродинамические и физические свойства снега, направление и переменчивость ветра, количество переносимого им снега, вычислить угол, под которым нужно “встречать” снежный поток. (У всех этих вычислений и их формул есть специальные научные названия — “коэффициент сдувания твердых осадков”, “предельная дальность снегоприноса” и т.п.) И только после расчетов создают определенный тип снегозащитного сооружения. Да–да, снегозащитные заборы еще и отличаются друг от друга. К примеру, есть снегозадерживающие заборы — за зиму они задерживают тысячи кубометров снега. Весной этот снег превращается в потоки воды, поэтому вблизи дорог строят снегопередувающие заборы — они изменяют скорость пурги возле себя, и снег перелетает через дорогу, не засыпая ее и создавая более равномерный покров.
Словом, Михаил Потапов придумал изобретение по простоте и гениальности, может быть, не уступающее колесу.
Из воспоминаний Александра Гаевского, бывшего заключенного Норильлага: “Расчистка заносов в условиях тундры велась вручную, и это отнимало много сил и времени. Заключенный инженер-путеец Потапов разработал конструкцию стационарных снегозащитных заборов, так как переставные типовые щиты не помогали, и составил проект их размещения по трассе узкоколейки. Проблема защиты от заносов была успешно решена”.
А вот воспоминания бывшего норильчанина Кислова (написаны в 1965 году): “Сейчас стали обычными так называемые ветронаправляющие заборы “активного действия”, стоящие вдоль железнодорожных путей и автодорог. Они в любую метель не только ограждают полотно от заносов, но и способствуют выдуванию выпавшего снега. Без этих заборов немыслима в зимнее время эксплуатация многих участков. А ведь они “родились” здесь, в Норильске, по инициативе Потапова в зиму 1944 –1945 гг. Тогда их применили для ограждения узкоколейки между станцией Надежда и шахтой “Западная”. Имея ряд конструктивных недостатков и строительных погрешностей, первые 420 метров забора в условиях исключительно тяжелого профиля пути показали блестящие результаты. Несмотря на суровую и снежную зиму, они позволили вывезти угля в три раза больше, чем в предыдущие зимы. Примитивные, на первый взгляд, сооружения оказались самым удобным, надежным и экономически выгодным средством защиты”.
Мы знаем, что снег на Севере — не просто осадки, а настоящая стихия, способная парализовать работу транспорта и предприятий. Когда Норильск был еще поселком, метель заносила снегом дома и здания цехов. Производственные цеха и транспорт простаивали месяцами. Сохранились воспоминания о том, как из–под 6–метрового слоя снега откопали паровоз: уголь в топке еще теплился, но машинист и кочегар отравились угарным газом. В 1937 году в Норильске была создана специальная служба для борьбы со снежной стихией. Службу так и назвали — станция снегоборьбы (потом она стала управлением автомобильных дорог и снегоборьбы). УАДиС и обслуживал щиты Потапова — ремонтировал и поддерживал в “рабочем” состоянии.
А в 2005 году дороги стали краевой собственностью, и, как нам рассказали в МУП “Норильскавтодор”, снегозащитные заборы “не вошли в перечень переданных объектов”. То есть получается, что сейчас они вроде как ничьи — и в “Автодоре”, и в УАДиС говорят, что “не занимаются” ими. Но все же недавно кто–то отремонтировал один из снегозащитных заборов недалеко от Алыкеля. Интересно, кто?
Ольга ЛИТВИНЕНКО.
Заполярная правда 23.08.2006