Ставшие уже традиционными историко-правовые экспедиции Исторического отделения Енисейского педагогического колледжа направлены на формирование исторического, национального самосознания студентов — жителей Енисейского района, знающих и ценящих культурно-историческое наследие, любящих свой край, готовых в нём жить и работать, создавать новые культурные ценности. В экспедиции, мы отрабатываем практические навыки фиксации устной истории политических репрессий 20-50 гг., методику ведения интервью, расширяем своё историческое пространство по теме «Тоталитарное государство»... Но самое главное — мы изучаем историю от первого лица, в деталях и подробностях. Ведь большая история нашей страны складывается из множества субъективных, частных, маленьких историй - судеб наших респондентов.
Трудно сказать, чего мы только ни делаем в экспедиции. Наши руководители отмечают - у студентов в полевых условиях происходит становление информационных, коммуникативных, исследовательских, социо-культурных компетентностей. Сотрудники архива и краеведческого музея рады записанным нами свидетельствам, фото, видео, аудио материалам, расширяющим их информативное пространство. Работники социальной защиты называют то, что мы делали, мониторингом социально-бытовых условий жертв политических репрессий, различными видами поддержки... А, по большому счёту, наши экспедиции — это активный способ вхождения в предмет, а предмета в душу.
О нашей последней, кривлякской экспедиции, мне хочется рассказать не языком цифр и фактов, а строчками дневниковых записей её участников.
«Мы взлетели! Какая красота под крылом вертолёта! Тайга, конечно, не поёт, но душу захватывает. Там, внизу, всё такое маленькое, но великолепное: зелёные островки, берег Енисея... Немного тоски, ощущение того, что тебя куда-то унёс тёплый ветер. И тебя осеняют мысли: «Всё, меня там нет, я уже здесь, плакать напрасно и поздно». Всё лучшее впереди!»
«Как мы будем выстраивать наш «мостик взаимоотношений» с местным населением?
Мне, будущему историку, необходимо приобрести опыт общения с людьми, прочитать
без чужих комментариев, пусть даже академических, самой хотя бы одну страницу
истории».
Е.Ларионова, 304 гр.
«Вот и закончилась первая в моей жизни экспедиция. Сегодня последний день, а
завтра будет уже другим, где всё будет по-другому — мы разъедемся по домам. Если
говорить честно, то я не пожалела ни об одном дне, ни об одной минуте здесь.
Мне было очень интересно, хотя были моменты, когда было трудно, но я была не
одна, я была частью команды, которую полюбила и к которой прикипела всей душой.
Я научилась общаться с людьми - а это очень немало».
Л.Кузнецова, 204 гр.
«Экспедиция вошла в мою жизнь яркими, светлыми днями. Осталось много незабываемых впечатлений... Порой, слушая и записывая истории моих респондентов, я плакала вместе с ними. Как им удалось вынести всё и не очерстветь душой, остаться добродушными, открытыми людьми, пережившими нечеловеческое?»
«Сегодня впервые я испытала чувство гордости за то, что учусь именно здесь, в
Енисейском педагогическом колледже, когда при открытии мемориальной доски
вспоминались наши студенты и звучали слова благодарности в их адрес».
Н.Беспалова, 304 гр.
«...несмотря на всё это, Эмма Яковлевна простила всех и продолжает жить. Когда я
слушала её рассказ, меня одолевал ужас. Я не могла сдерживать слезы, да и не
стыдилась их. Это были не те слезы, которых надо стыдиться ...»
Е.Юркова, 304 гр.
«В этой экспедиции я стала другим человеком. Я изменилась, и смотрю на мир, на окружающих меня людей по-другому. Подобрался просто потрясающий коллектив, как будто всех нас специально подбирали. Мы были как одна семья. Ребята, с которыми я прожила вместе эти десять дней и ночей, — личности. В каждом из них есть что-то своё, неповторимое».
«Помните, когда мы, выключив свет, передавали по кругу зажженную свечу и
рассказывали о себе, о своих взглядах, пристрастиях, о люблю - не люблю? Этот
вечер мне показался настолько искренним, задушевным, ничья мысль, ничьё
высказывание не критиковалось. Каждого принимали таким, какой он есть. А это
самое главное, по-моему».
В.Мордвинова, 211 б ХГО
«Самое главное — это то, что мы установили мемориальную доску М.В.Румянцеву в Ярцево. В крае не так много памятных знаков репрессированным людям. Это очень важно.
СИБуЛОН... С одной стороны более детальное обследование местности не добавило нам новых артефактов, не удалось найти существенных предметов во время раскопок, но ценно то, что в них принимали участие школьники из Кривляка. Более детальное обследование остатков бараков и разговоры с местными жителями приблизило нас к общей цифре находящихся в то время узников. Это где-то около двухсот человек.
Была также выявлена ещё одна точка, ещё один лагпункт — это плотбище на озере
Новеньком. И вообще мы существенно продвинулись в понимании того, что
представляла собой система Ярцевских лагерей».
А.А.Бабий,
председатель Красноярского общества «Мемориал»,
руководитель экспедиции
«В экспедиции ручка с бумагой, метры видеосъёмки, кадры фотокамеры приобретают
немного другое значение. Они перестают быть обузой, должностью, профессией или
целью. В этой экспедиции я словно губка впитывал в себя жизнь. Моё
мировоззрение несколько «запуталось», чему способствовали беседы с людьми, но,
во многом, общение с отцом Сергием. Очень странно и неожиданно у меня всё
перевернулось с ног наголову. В чём-то о.Сергий просветил меня, помог, а на
какие-то вопросы я так и не получил от него конкретного, вразумительного ответа.
Что касается знаний по истории, то я, безусловно, много что для себя приобрёл.
И.это мне очень пригодится».
В.Моисеев,
школа Космонавтики, г.Железногорск
«Нам очень понравился Кривляк: здесь всё просто, естественно. Женщины милые,
доброжелательные, мужчины — более закрытые. Мы отсняли большое количество фото,
видео материала, часть из которого, мы думаем, войдёт в экспозицию «Сибирь —
родина ГУЛАГа» и будет экспонироваться на фотовыставке в Берлине».
Сара и Феликс Мейер,
германские фотохудожники, работавшие вместе с нами
«Палитра», газета Енисейского педагогического колледжа, специальный выпуск, октябрь 2006 г.