












«Слава Богу, дожили до этого дня…» - плача, говорили пожилые люди. Сбившись в
кучку, стояли непривычно тихие студенты педагогического колледжа. 18 октября в
Енисейке открыли памятник жертвам политических репрессий. Народа собралось
неожиданно много, все едва уместились на свободном пятачке у братской могилы.
Теперь жителям Енисейска, чьих отцов и дедов расстреляли во времена Большого
террора, есть куда положить цветы в Родительский день. Хотя многие знали место и
до этого, и даже при советской власти приходили тайком, чтобы помянуть безвинно
убиенных.
В 1975 году при строительстве подстанции северных электросетей была обнаружена глубокая траншея, заполненная трупами в одежде тридцатых годов. Руководитель стройки распорядился закопать останки в близлежащем болоте – и их начали закапывать. Об этом случайно, от старушки, пришедшей из какой-то деревни в надежде отыскать своего расстрелянного мужа, узнал Ахат Кузеевич Ахметов – но сделать ничего не мог: руководитель стройки твердил: «Не твое дело!». Ахметов обратился к Захару Моисеевичу Фиреру, руководителю коммунального хозяйства города. И тот взял на себя фантастическую по тем временам ответственность, организовав перезахоронение части останков на городском кладбище (иначе поступить он не смог бы – его отец тоже был расстрелян в 1938 году). Остальные, увы, остались лежать в болоте, и сейчас на этом месте – огороды. Такова судьба многих захоронений жертв политических репрессий. В Красноярске в начале шестидесятых останки расстрелянных, найденные при строительстве КРаЗа, сгрузили экскаваторами в самосвалы и увезли в неизвестном направлении – скорее всего на свалку…,
Из трех крестов, установленных в 1975 году, к нынешнему времени остался один, а на месте братской могилы стали появляться новые захоронения. Нужно было принимать срочные меры. С инициативой установки памятника выступила С. А. Кобычева, её поддержали директор краеведческого музея Л. Н. Шимохина и сотрудник музея Т.В. Игнатьева. В.В.Шубаба подготовил проект памятника. Администрация г.Енисейска помогла с деньгами, пожертвования внесли и родственники репрессированных: Э.А.Дудина, В.А.Кравченко, В.А.Кох, Э.А.Кох, Л.К.Конных, Н.Е.Рычкова, Л.А.Безруких, Т.В.Пржигодский, М.В.Лысаковская. Это в полном смысле слова народный памятник…
Памятник открывали тихо и печально, не было пустых речей и неискренних слов. Все говорили от души, многие плакали. И долго не расходились, хотя погода в этот день в Енисейске была не осенняя: семнадцать градусов мороза.
Алексей Бабий, председатель Красноярского общества «Мемориал»
Фото Александра Качаева
КОМОК, 25 октября 2006.