












Репрессии, карательные меры - страшные слова. Но это - наше прошлое, трагическая страница истории Отечества.
Наш край был не только местом, где людей арестовывали по политическим мотивам, а таких по самым скромным подсчетам набирается около 50 тысяч. Он был местом ссылки, где люди отбывали незаслуженное наказание. А это не менее полумиллиона спецпереселенцев - раскулаченных, оговоренных, депортированных, сосланных.
Но как же надо было провиниться перед государством, чтобы был наказан целый народ!
Одним из таких депортированных народов были российские немцы. В 1941 году они были выселены из автономной республики немцев Поволжья в разные регионы нашей страны. В Сухобузимский район попали семьи из Палласовки, что находится в нынешней Саратовской области. Моего деда Самуила Генриховича Майера вместе с женой Эмилией Карловной и шестерыми детьми (младшей на тот момент было два месяца) отправили в Большой Балчуг.
Надо ли говорить, с какими испытаниями им пришлось столкнуться? Первую половину войны, когда отступление советских войск было повсеместным и трудно переносимым, найти виновных было легко: вот они - рядом. Раз немцы - значит фашисты. Но были и люди, которые жалели насильно сдернутых с родных мест, понимали их положение.
Уже в январе 1942 года мужчин и молодежь из числа переселенцев стали отправлять в трудармию. Из семьи деда семнадцатилетнюю Берту отправили на Хатангу ловить рыбу. Ее младшего брата Роберта - в Игарку, а Фрида - моя мама - в 1943 году попала вместе с дедушкой в кемеровские шахты. До самой смерти при воспоминании об этих годах мама не могла сдержать слез. Собраться всей семье вместе удалось только в 1947 году.
В марте 1956 года, после известного XX съезда, депортированных немцев освободили, но без права возвращения на Родину. Все мои тетушки и дяди обосновались в Сухобузимском районе и за свой труд были уважаемы односельчанами.
Сегодня уже нет в живых Роберта Самуиловича, Ирмы Самуиловны, Фриды Самуиловны. Уехала в Германию Берта Самуиловна, и только младшая Эля живет в Красноярске. Но в Сухобузимском районе живут и работают их потомки. Их прошлое и настоящее напрямую связаны с прошлым, с трагическими страницами жизни близких и дорогих людей.
Пока с нами наша историческая память, не иссякнет скорбь о незаслуженно преследуемых, погибших, поруганных.
Татьяна КАЛИСЛЯМОВА, с. Кононово
Сельская жизнь (Сухобузимское) 27.10.2006