Сегодня в России день памяти жертв политических репрессий. В красноярском культурно-историческом комплексе открылись сразу три выставки, посвященные узникам совести. Вокруг одной из них едва не разгорелся скандал. Правозащитники решили посвятить отдельный стенд красноярскому физику Валентину Данилову, осужденному за шпионаж. Но эта идея очень не понравилась прокуратуре. Судьба стенда оставалась непонятной до самого открытия экспозиции.
Всего несколько публикаций и короткая справка об уголовном деле. Стенд о Валентине Данилове красноярские правозащитники хотели сделать скромным. Но прокуратуру возмутило уже то, что он появится в экспозиции о политзаключённых современной России. Оттуда позвонили в музей и напомнили, что сидит Данилов вовсе не за политику.
Людмила
Гурская, начальник отдела по надзору за
исполнением законов о федеральной безопасности
прокуратуры Красноярского края:
«Непонятно, как можно представить жертвой
политических репрессий человека, продавшего
государственные секреты, осознавая при этом, что
наносится ущерб экономической безопасности и
обороноспособности государства, и похитившего
путём мошенничества денежные средства в размере
466 тысяч рублей»
Адвокат Данилова Елена Евменова говорит, что такая инициатива прокуратуры ей непонятна. Ведь в материалах выставки нет ни секретных сведений из уголовного дела, ни намеков на содержание других закрытых публикаций ученого.
Елена
Евменова, адвокат Валентина Данилова:
«Это личная точка зрения общественных
организаций, которые представляют материал. И
вмешиваться в оценку этой ситуации прокуратура,
как мне кажется, не вправе»
По словам директора музея Константина Шубского, в этом диалоге искусства с законом соломоново решение всё-таки нашлось. Стенд Валентина Данилова разрешили, но посетителей выставки будут предупреждать о том, что мнение его авторов может не совпадать с официальным.
Михаил
Шубский, директор красноярского
Культурно-исторического центра:
«Конечно, были самые разные мнения. Мы
вели переговоры, и, в конечном счете, нашли вот
такой нормальный подход. Что должна такая
выставка быть. И поэтому решение принято, и я
думаю, оно правильное»
Правозащитники говорят: если на каждую такую выставку нужно будет получать отдельное разрешение прокуратуры, то скоро музеи начнут от них просто отказываться. Вот, например, стенды Фонда Андрея Сахарова. Заключенный Ходорковский рядом с заключенным Лебедевым. Тут же Пасько и Сутягин. Правда, их фотографиями следователи пока не интересовались.
Дмитрий Сергеев,
Павел Иваницкий
РЕН ТВ 31.10.06