«В Норильске завершилась неделя памяти жертв политических репрессий...». А за этими формальными словами — удивительные события, встречи, выставки и сердечное общение людей разных поколений, свидетелем и участником которых стала корреспондент «Заполярной правды» Ирина ДАНИЛЕНКО.
Уже много лет я делаю репортажи, рассказывая норильчанам о том, что происходит в родном городе в память о невинных узниках «Норильлага». Это не только мой профессиональный, но и человеческий, даже родовой долг — пострадали мои дед и мама. Судьба подарила и дружбу со старожилами Норильска, которые немало рассказали мне о ТОМ времени. С начала 90–х мы вместе поднимались на «Норильскую Голгофу», утопая в снегу, ведь дорогу к подножию Шмидтихи тогда не чистили. Не ездили туда большие начальники, колонны автобусов с учениками... Один за другом ушли норильские «зубры» — Серафим Знаменский, Митрофан Рубеко, которому в этом октябре исполнилось бы 95, Вилис Траубергс, Матвей Дудутис, Гунар Кродерс... Вспомните, у Галича: «Сердце мое заштопано, в серой пыли виски, но я выбираю свободу...».
Слава богу, жизнерадостны и бодры духом замечательные наши женщины, которых 15 лет назад объединило общество «Защита жертв политических репрессий». Юбилей дружно отметили в небольшом зале Детской музыкальной школы на Молодежном проезде. Я пришла сюда 28 октября вместе с подругами из дудинского общества «Защита жертв политических репрессий», детьми бывших ссыльных, которые приезжают в Норильск в канун памятного дня. Они обязательно приходят поклониться небольшой делегацией на «Норильскую Голгофу» и в Музей истории освоения и развития НПР, а истории, которые они мне рассказывают, достойны отдельных публикаций. На этот раз они привезли для норильчан книгу «Свеча памяти»: ее презентация состоялась накануне в окружном краеведческом музее. Это переворачивающее душу собрание воспоминаний тех, кто не по своей воле попал на Таймыр, издано с помощью Фонда Михаила Прохорова. Уверена, этот сборник надо обязательно представить в наших библиотеках.
На юбилейном вечере было еще несколько бесценных подношений. Норильский краевед Вячеслав Блохин подарил составленную им карту «Норильлага», над которой работал последние десять лет. А гость из Красноярска председатель общества «Мемориал» Алексей Бабий вручил норильчанам четвертый том Книги Памяти: в ней публикуются открытые имена тех, кто прошел через лагеря и ссылки в нашем крае. Я даже не сомневаюсь, что тепло, подаренное славным женщинам известными в городе мужчинами — от Игоря Степаненко, который возглавляет комиссию по восстановлению прав реабилитированных, до обладателя чудесного голоса юного Саши Кострова из реабилитационного центра «Виктория», продлит годы необыкновенным норильчанкам.
Много доброго в адрес общества, возглавляемого Елизаветой Иосифовной Обст, сказали самые разные люди. Но главное — оно хранит жертв репрессий после, кажется, невыносимых испытаний, которые они пережили. Когда мы с дудинчанками первыми вошли в зал, нас встретила сопредседатель общества Ольга Ивановна Яскина — энергичная, неунывающая... Мы искренне признались ей в любви — мол, берем с вас пример. Она посетовала: до недавних пор старалась ходить в секцию физкультуры, но сейчас это стоит больших денег... И еще на следующий день, когда мы после посещения «Норильской Голгофы» принесли цветы и к памятнику «Жертвам Норильлага» в музейном сквере, некоторые бабушки сожалели, что не могли донести домой щедрые букеты, подаренные им на вечере. Цветы замерзли, потому что не все могли позволить себе такси.
Я не думаю, что паломничество норильчан на «Норильскую Голгофу», которое мы совершаем уже 15 лет, похоже одно на другое: пробег легкоатлетов, митинг и молебен у часовни, цветы к символическому Кресту над братской могилой... Каждый год приходит все меньше стариков и все больше детей. И всегда — это очень глубокие и чувства, и переживания многих из нас. В этом году впервые не возглавил памятный пробег Владимир Иванович Шаров, наш любимый пан спортсмен, блокадник, душа–человек. На поминальном обеде в «Ламе» мы вспомнили о многих, кого уже нет рядом, помянули и души всех безымянных мучеников, кого невидимо помнит наш город. И хорошо, что есть возможность хотя бы раз в году собраться детям бывших узников, которые официально не входят в общество и чаще всего даже не знают о существовании друг друга. За последние годы мне удалось подружиться со Светланой Велигуровой из Дудинки, норильчанкой Татьяной Букиной, семью которой в детстве навещала Евфросиния Керсновская... А нынче в «Ламе» многие незнакомые мне ранее женщины читали свои трогательные стихи. Среди них оказалась Лидия Кох из Кайеркана, о родных которой, сосланных в село Потапово, недавно рассказала «Заполярка»... Нам всем очень нужны встречи в эти памятные дни. Просто надо стараться к ним прикоснуться. И спасибо тем, кто нам в этом помогает.
Фото автора.
Заполярная правда 01.11.06