












Накануне праздника Дня матери мне хочется рассказать об одной женской судьбе. Лилия Кардаш была репрессирована из Запорожской области.
«В 1941 году отца забрали в трудармию, – начала она свой рассказ, – нас было 5 детей, и мама была беременна шестым. Родился мальчик, которого отцу так и не пришлось увидеть. В 1943 году нам дали 24 часа на сборы. И быстрым темпом, ничего не объясняя, эвакуировали. Пешком добирались до станции, разрешили только на взрослого взять с собой ношу по 25 кг. А всё, что было нажито, осталось.
Отойдя от дома, я вспомнила, что остались моих два попугайчика – любимые игрушки. Было очень жаль с ними расставаться, и я упросила разрешить вернуться за ними.
Везли в вагонах – товарниках, спали на соломе – грязные и голодные. Было очень страшно. Наш маленький братик заболел и умер, не доехав до границы. И до конца войны мы были в окружении под конвоем: и дети, и старики, и женщины.
В 1945 закончилась война, в сентябре нас сослали в Сибирь. Приехали в Мостовское, а там 4 барака, шесть месяцев не было работы. Мне было уже 10 лет. Тяжёлое послевоенное время. До сих пор запомнилось голубое-голубое платье, которое мне очень нравилось, но и его пришлось маме поменять на продукты. Летом было полегче, выживали на щавеле, саранке. В 1948 году вернулся с трудовой армии отец, стало полегче. Он стал работать в кузнице, а я, 14-летняя девчушка, 2 года была помощником молотобойца, с ним пробивала дороги, работала на сплаве леса. Вручную сама валила (норма на дрова была 7 куб. м.) и распиливала на дрова.
Жизнь на участке немного налаживалась, построили магазин, работала техничкой. На лесоучастке построили детсад, общежитие, прачечную – потребовалась прачка. 20 лет отдала этой нелёгкой работе. И перед пенсией работала навальщиком-свальщиком на щеподралке. А ушла на пенсию уже с кочегарки. Очень трудная жизнь была.
В 1955 году вышла замуж за Ивана Кардаш, 8 августа 2007 года будет уже 52 года, как мы вместе. Вырастили троих детей: прекрасных две дочери и сына. Старшая дочь Ольга и сын Сергей с детьми живут в Красноярске. А дочь Лида с семьёй в нашем посёлке. У нас 5 внуков, одна правнучка и правнук».
И всю жизнь, и до сей поры, самая цветущая усадьба – это у бабушки Лили. До самых морозов её усадьба утопает в цветах, каких только там нет сортов! Сколько любви и доброжелательности у этой гостеприимной, чуткой, простой женщины-матери. Это и есть Мать с большой буквы. За её доброту, хорошее отношение, чуткое сердце, её всегда окружают дети, внуки и правнуки и много друзей.
В конце нашего разговора я ей задала вопрос: «Тётя Лиля, вы не в обиде на свою судьбу?». И она ответила: «Мы с моим дедом уже об этом говорили и считаем, что жизнь прожита у нас не зря. Дом мы выстроили, колодец выкопали, деревьев понасадили, детей вырастили, внуков и правнуков помогаем поставить на ноги. И дети нас не забывают. И мы им рады всегда, для всех у нас всегда открыта дверь. Вот так мы и живём. Вот такая штука – эта жизнь!».
Записала Л. С. Кислицына, зав. Мостовским СК.
НОВОЕ ВРЕМЯ, № 97-98, 24-25.11.2006.