Память
Владимир Августович Степун родился в августе 1898 года в Риге в дворянской семье. Родители его, выходцы из прибалтийских немцев, владели бумажной фабрикой (при советской власти – Слокский целлюлозно-бумажный комбинат). Старший брат Владимира Августовича – Фёдор (1884-1965) участник Первой мировой войны, русский писатель, искусствовед, литературный критик и философ, в 1922 году по декрету Ленина выслан из Советской России и до конца жизни проживал в Германии.
О детском и юношеском периодах жизни Владимира Августовича сведений нет, известно, что он получил домашнее музыкальное образование по классу фортепьяно, окончил в Москве оперно-драматическую студию и был зачислен в труппу Московского Художественного Академического театра (МХАТ). Его педагогом в студии был крупнейший реформатор русского театра народный артист СССР К. С. Станиславский. Жена Владимира Августовича – Тарасевич Юлия Львовна, брак был бездетным.
В начале 1947-го года постановлением ОСО при МГБ СССР его приговаривают к бессрочной ссылке в Сибирь как неблагонадёжного, так как его старший брат Фёдор проживал за границей, и которого он так никогда и не увидел.
Владимир Августович Степун оказался в Большой Мурте. Работал он в регистратуре райбольницы и одновременно руководил драмкружком в Доме культуры. Первые спектакли, поставленные им на сцене Дома культуры по пьесам А. Н. Островского: «Бесприданница» и «Без вины виноватые». В этих спектаклях для зрителей Большой Мурты случилось два удивительных открытия: Евгений Строганов, сыгравший роль Григория Незнамова, и Георгий Яковлевич Лобанов – роль Шмаги. К нему в драмкружок потянулась молодёжь села, и в конце 1947-го года был поставлен спектакль по пьесе А. М. Горького «на дне», имевший оглушительный успех с далеко идущими последствиями.
В этот период культпросветотделом Большемуртинского райисполкома руководила Вера Максимовна Ефремова. По решению отдела культуры Красноярского крайисполкома и, видимо, при содействии В. М. Ефремовой, спектакль «На дне» представили делегатам краевой партийной конференции в драмтеатре им. Пушкина. Спектакль получил самую высокую оценку зрителей, краевых властей и артистов театра. Именно с постановки самодеятельного спектакля «На дне» началась эпоха небывалого расцвета культурной жизни Большой Мурты.
По решению крайисполкома Большемуртинский Дом культуры получил полный комплект инструментов (более тридцати) для духового оркестра, мужские костюмы для оркестрантов, комплект платьев для женского хора и баян кустарной работы. Коллектив театра имени Пушкина передал самодеятельному драмколлективу набор актёрского реквизита: грим, бороды, парики и т. п.
Владимир Августович в постановках спектаклей проявил себя не только как талантливый режиссёр, но и как опытный педагог. Он умел заставить самодеятельного артиста полностью раскрыть свои актёрские возможности. При распределении ролей всегда учитывал не только внешние данные актёра, но и особенности его характера, добивался передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актёрского переживания.
В последующие годы были поставлены спектакли по пьесам А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Правда хорошо. А счастье лучше», «Бедность не порок». На высоком профессиональном уровне исполняли свои роли в спектакле по пьесе А. П. Чехова «Медведь» Нина Фёдоровна Руфимская, учитель немецкого языка (роль вдовы Поповой), Пётр Яковлевич Лобанов, инструктор райкома партии (роль Смирнова) и Юрий Николаевич Абраменко, учитель физвоспитания (роль слуги Луки). А в спектакле «Юбилей» (А. П. Чехов) покорили зрителя своим мастерством Екатерина Яковлевна Фадеева (в девичестве Лобанова), библиотекарь парткабинета (роль гражданки Мерчуткиной) и Шмерлинг – ссыльный учёный педагог, кассир парикмахерской (роль служащего банка). Это были воистину шедевры самодеятельного искусства! Декорации ко всем спектаклям выполнял руководитель духового оркестра Андрей Васильевич Максюк.
Как пианист Владимир Августович выступил на клубной сцене только один раз, когда аккомпанировал Михаилу Ивановичу Спиридонову при исполнении им на скрипке «Славянского танца № 2» композитора А. Дворжака. Это весьма сложное по выразительности каждого такта музыки замечательное произведение. Не садился он за фортепьяно лишь потому, что страдал болезнью позвоночника.
Один из последних спектаклей Владимира Августовича – «Свадьба с приданным», в котором главные роли исполнили Людмила Рыжкова, служащая одного из учреждений Мурты, и Анатолий Тюрьморезов – нормировщик управления геологоразведочной экспедиции. И вот итог деятельности В. А. Степуна как режиссёра и педагога: Людмила Рыжкова была зачислена по конкурсу в труппу Минусинского театра, стала профессиональной актрисой, а Георгию Яковлевичу Лобанову, нормировщику автоколонны 1340, в 60-х годах Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено почётное звание «Народный артист народного театра».
В 1954-м году всем ссыльным был разрешён выезд в отпуск на родину, уехал и Владимир Августович в Москву и добился полной реабилитации. Написал и опубликовал две книги своих воспоминаний. Весной 1964-го года он предпринял попытку посетить Мурту, но дальше Красноярска поехать не смог – не позволила болезнь позвоночника. В Москве проживал на ул. Сивцев Вражек, наши односельчане, близко знавшие его, иногда навещали. Скончался Владимир Августович в 1974-м году.
НОВОЕ ВРЕМЯ, № 107-108, 22-23.12.2006.