Март в Заполярье – любимый всеми месяц. Солнце светит ярко, снег переливается всеми цветами радуги. Еще и не пахнет весной, но ощущение приближения счастья уже чувствуется.
18 марта 1943 года в Игарском ЗАГСе регистрировался не совсем обычный брак. Хрупкая восемнадцатилетняя кареглазая невеста с иссиня-черными вьющимися волосами держала на руках двухмесячную дочку Ларису. Жених и отец девочки был седым, ему исполнилось сорок один, брак у него был вторым. Пожелтевший от времени листок актовой записи – единственный сегодня свидетель их кратковременного семейного счастья — дает тонкий намек на его недолговечность. У алтаря – преподаватель музыки педагогического училища народов Севера Сергей Кайдан и гардеробщица общепита Игарторга Ольга Миррер.
Эта история никогда не стала бы достоянием гласности, не натолкнись я случайно в «Енисейском энциклопедическом словаре» на знакомую с детства фамилию.
Кайдан-Дешкин Сергей Федорович (1901-1972), композитор-педагог. Основные сочинения – романсы на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Блока, С.Щипачева, М.Алигер, песни, в том числе «Взвейтесь кострами, синие ночи» (слова А.Жарова), музыка к драматическим спектаклям «Отелло», «Укрощение строптивой» В.Шекспира, «Стакан воды» Э.Скриба и другие, 24 прелюдии для фортепиано. Заведовал музыкальной частью Игарского театра, преподавал в педагогическом училище народов Севера (1941-1943).
В шестидесятых годах я знала семью бывшей актрисы Заполярного драматического театра Ольги Кайдан, о ее прошлом ходили по городу легенды, о настоящем судачили соседки. В семье росло трое ребятишек, появившихся на свет друг за другом: Мишка, Наташка и Тимка. Мишу Кайдана я помнила с детства, считала, что мы одногодки, оказывается, я младше его почти на два года. Он был красивым мальчиком: большие карие материнские глаза, черные кучерявые волосы. Наталья была годом младше, неяркая внешность, от матери унаследовала лишь худобу да неуемный задиристый характер. О самом младшем Тимке (Тимофее) очень трогательно заботился Михаил, таская за собой братишку на все пионерские сборы в нашу четвертую школу.
Ни одно из мероприятий не обходилось без исполнения «Марша юных пионеров». Радостно подхватывая мелодию, никто особенно и не вдавался в подробности, кто был автором музыки. Ритм марша, легко запоминающиеся слова были обо всех нас: «Мы — пионеры, дети рабочих!». Эта песня наряду с другими пионерскими символами – красным галстуком, значком, горном и барабаном, была неотъемлемым атрибутом нашей детской игры. Начало марша «Взвейтесь кострами, синие ночи» казалось таинственным, но нашим родным северным.
Рассказывала ли Ольга Кайдан своим детям о коротком семейном счастье со знаменитым композитором и музыкантом, да и знала ли она обо всех подробностях предыдущей жизни своего мужа, нам еще предстоит узнать.
Ольгу Николаевну я тоже помню: греческий профиль, ярко-красные накрашенные губы, вьющиеся, но неопрятные черные волосы, неизменно в углу рта сигарета. Бывавшие в ее квартире в доме 4 по улице Кирова, самом развеселом доме в Игарке в конце шестидесятых — середине семидесятых, рассказывали, что над ее кроватью висит портрет красивейшей молодой женщины, каковой она и была в двадцатилетнем возрасте. Легенды же гласили, что она и баянист Дома культуры Иван Бабич – последние из московской труппы театра в Игарке.
Как теперь оказалось: загсовские документы уточняли карьеру Ольги Кайдан, но не проясняли ситуацию, как знаменитейший автор пионерского гимна оказался в Заполярье. И я начала поиск.
В Государственном архиве города Великие Луки хранятся нотные рукописи музыкальных произведений, в том числе к пьесе И.Франко «Украденное счастье», А.Толстого «Иван Грозный», сказке Г.Андерсена «Дюймовочка», трагедии В.Шекспира «Отелло», а также документы к биографии, переписка и альбомы с фотографиями композитора С.Ф.Кайдан-Дешкина.
Сергей Федорович Дешкин родился 23 июня 1901 года в городе Вильно (теперь Вильнюс). Отец его Федор Иванович Дешкин был канцелярским чиновником управления железных дорог. Мать Татьяна Александровна – домохозяйка. Так записано в свидетельстве о рождении.
Музыкальные способности у Сергея проявились рано. В годы гражданской войны в
Москве он обучался сразу по двум специальностям: композиции в классе
М.Ф.Гнесиной и фортепиано в классе Е.Ф.Гнесиной.
После окончания музыкального училища Сергей Дешкин начал творческую деятельность
композитором театра кукол в Москве.
Из записных книжек Сергея Федоровича, опубликованных при его жизни в № 11 журнала «Вожатый» за 1957 год, мы узнаем, как рождался знаменитый пионерский гимн.
В 1922 году (заметим, Сергею лишь 21 год) к нему домой зашел сотрудник ЦК РКСМ Николай Брюханов, предложивший написать музыку к стихам Александра Жарова. Будущий пионерский гимн предлагалось написать чуть ли не за день. Жаров вечером был в театре, где давали оперу Гуно «Фауст», в первом действии там есть сцена, когда солдаты идут по городу под марш. Именно на этот мотив и написал поэт слова, но молодежных функционеров не устроила музыка буржуазного композитора- иностранца. Поэтому комсомольцу Сергею Дешкину было поручено придать мелодии Гуно иной характер. Дешкин по-своему обработал знаменитый марш, приспособив его для пионерского горна. Это было первое произведение молодого композитора, но оно сразу же зазвучало по всей стране. Любопытно, но с поэтом Александром Жаровым Сергей так и не встретился ни разу.
А потом началось время репрессий. Как свидетельствуют архивные документы ФСБ, он был арестован 9 августа 1930 года «как контрреволюционер, способный на террор и шпионаж». Вдумайтесь в эти слова, арестовали на всякий случай, пусть, мол, посидит в тюрьме.
Директор Великолукского музея Анатолий Сизов писал в городской газете «Великолукская правда» в 1991 году, что по воспоминаниям жителей города, даже в годы своей зрелости (а он жил там с 1959 года), композитор без боязни резал правду-матку в глаза любому собеседнику. Видимо из-за этого он и пострадал, ведь в ту пору достаточно было написать донос – и человека нет.
5 января 1932 года Сергей Дешкин был осужден по статье 58-8, части второй, и приговорен к десяти годам лишения свободы. Так в расцвете творческих сил молодой композитор оказался вначале в Вятлаге, а в 1935 году его этапом привезли в Дудинку (Норильлаг).
Норильлаг объединял в себе 10 лагерных объединений с целым рядом лагерных пунктов (8 в Норильске, по одному в Красноярске и Дудинке) и 18 отдельных лагерных пунктов (13 в Норильске, по одному в Красноярске, Игарке, поселке Кайеркан, селах Шушенское и Атаманово). Труд заключенных Норильлага использовался в шахтовом, дорожном, жилищном строительстве, на добыче руды, угля, известняка, выработке кокса. Из Красноярска после освидетельствования на предмет пригодности к физической работе в условиях Крайнего Севера, заключенные партиями на баржах доставлялись в Дудинку.
Здесь заключенный-композитор стал руководителем оркестра, по одним данным, духового, по другим, джазового. Своего руководителя музыканты уважали за исключительную честность и человечность, за природный музыкальный талант. Это доказывает поведение коллектива, спасшего однажды композитора от неминуемого расстрела.
В одну из ночей в барак, где спали заключенные, пришел охранник, поднял Кайдан-Дешкина с нар и с вещами увел с собой. Опытные лагерники определили, что Сергея Федоровича отправили во второе отделение Норильлага, откуда назад дороги не было. Всех находившихся там заключенных расстреливали. Было это перед праздником, для его проведения потребовались услуги оркестрантов, но музыканты отказались играть без руководителя. Не помогли ни угрозы, ни уговоры, и лагерному начальству пришлось возвратить дирижера в оркестр. Вернулся он седым.
Вскоре композитору пришлось пережить еще один удар. В Дудинском порту он встретил в числе прибывших по этапу заключенных своего родного брата Георгия, поэта-эсперантиста. А позднее узнал, что третий его брат Леонид был расстрелян в 1938 году.
После освобождения 9 августа 1940 года (ровно через десять лет после ареста), он остался на Севере. Точных дат его передвижения по Сибири у меня пока нет. Известно, что он работал в Норильском заполярном театре драмы имени В.В.Маяковского и в Игарском Заполярном драматическом театре имени В.Н.Пашенной. Преподавал в педагогическом училище народов Севера в Игарке. Заведовал музыкальной частью краевого драмтеатра имени А.С.Пушкина в Красноярске. Здесь же преподавал в музыкальном училище № 14. С 1943 года по 1956 работал в Тувинском драматическом театре.
Норильский драматический театр был открыт 6 ноября 1941 года в лагерном поселке в центре Норильлага. Одна часть труппы состояла из заключенных, вторая из актеров Первого Заполярного театра, основанного в Игарке В.Н.Пашенной.
Известно, что в труппе норильчан театральным художником была Ольга Бенуа. На сцене играли бывшая актриса театра имени Ермоловой княгиня Евдокия Урусова, сын певца Большого театра Виталий Головин, обвиненный в убийстве жены Сергея Есенина Зинаиды Райх, будущие звезды, такие же, как и Сергей Дешкин, заключенные: Георгий Жженов и Иннокентий Смоктуновский. В Норильск была сослана в полном составе Львовская хоровая капелла. О декорациях, костюмах и постановках театра в 40-х годах до сих пор сохраняются удивительные воспоминания. За годы творческой истории театра, на его сцене поставлено более 500 пьес, среди которых и произведения В.Шекспира.
Но еще требуют дополнительного подтверждения факты оригинального музыкального сопровождения спектаклей Сергеем Кайданом-Дешкиным – заведующим музыкальной частью театра. Писалось ли ему в неволе?
История открытия театра в Игарке отлична. В 1936 году на правительственный призыв наладить творческую связь с возникшим первым заполярным городом откликнулись труппы Большого Театра Союза ССР и Московского художественного театра во главе с народной артисткой СССР Верой Николаевной Пашенной. Весь летний сезон проработали там московский артисты. Благодарные игарчане в память о встрече с большим искусством назвали две новые улицы имени Большого и Малого театров, а сам театр получил имя В.Н.Пашенной и просуществовал до 1950 года. Здание театра, как и многое в Игарке, сгорело, а восстанавливать его уже энтузиастов не было.
Но вернемся в начало войны. Вот как описывает зиму 1942 года в Игарке впоследствии знаменитый капитан Енисейского пароходства Николай Балакин: «Не заставили себя долго ждать морозы, спутники голодной военной зимы. Черная тень войны висела над городом. Обезлюдели улицы. В холодных магазинах — молчаливые очереди за скудным пайком. Вторая военная зима. В Заполярье для многих она была невыносимо тяжелой. Овощей в Игарку завезли так мало, что, когда среди жителей города вспыхнули цинготные заболевания, квашеную капусту и картофель, стали давать только как лекарство для тяжело больных».
Где познакомились юная гардеробщица общепита и убеленный сединой музыкант: в столовой, куда он пришел пообедать. Или в театре из оркестровой ямы он вдруг увидел изумленные глаза мечтающей о сцене девчонки? В бытность свою в Норильлаге Кайдан-Дешкин создал знаменитую песню об Енисее на стихи В.Фролова «Брат полярных морей». Эта песня была очень любима молодежью, очень часто танцевальные вечера начинались под звуки этой прекрасной мелодии. И один из таких вечеров тоже мог стать местом их знакомства.
Может быть, мы все-таки и узнаем, как встретились в голодном стылом военном городе два таких разных одиночества, плодом любви которых стала родившаяся 12 января 1943 года дочка Лариса.
И что стало причиной и разрыва, почему в этом же 1943 году Сергей Дешкин покинул Игарку, переехав в южную Туву.
Как, наконец, сложилась жизнь его дочери, ведь в 60-е годы я знала только о трех детях Ольги Кайдан: Михаиле, Наталье и Тимофее.
Известные даты пребывания композитора в нашем городе указывали на то, что дети, рождавшиеся у Ольги Кайдан с 1949 и в последующие годы, уже были от других мужчин, и работа с архивами это подтвердила, но все они носили фамилию Кайдан.
Еще больше вопросов вызывает именно эта вторая фамилия композитора. Как мы помним, при рождении он носил фамилию Дешкин. А в свидетельстве о его браке с Ольгой Миррер указана фамилия жениха Кайдан. Еще больше загадок вызывает подлинник актовой записи о рождении дочери Ларисы. Отцом ребенка указан Хаджимурат Федорович Кайдан. Потом имя «Хаджимурат» перечеркнуто и сверху написано «Сергей».
Знавшие его вне Игарки очевидцы, говорят, что где бы ни трудился этот замечательный музыкант и добрый душевный человек, он постоянно чувствовал, что его талант остается недостаточно востребованным Долгие годы он считался человеком второго сорта, носившем на себе незримый ярлык «врага народа». Может этим объясняется его попытка перемены имени и фамилии. Но появившись, двойная фамилия Кайдан-Дешкин, встречается далее везде.
Еще одна загадка: на подлиннике актовой записи о рождении Ларисы Сергеевны Кайдан есть отметка, что 27 августа 1960 года выдавалось повторное свидетельство о рождении девочки. Кому? Отцу? Матери? Ей самой?
При получении в 1949 году свидетельства о рождении Михаила 25-летняя Ольга Николаевна Кайдан указывает свою профессию актриса, а уже через три года при рождении дочери Натальи – библиотекарь.
Ольга Кайдан так и остается под этой фамилией вплоть до смерти, последовавшей в Игарке 12 декабря 1989 года в возрасте 65-ти лет от рака желчного пузыря. Свидетельство о смерти получил ее младший сын Тимофей Тимофеевич Кайдан, сторож ВОХР ЛПК. У Михаила отчество Сергеевич, у Натальи — Сергеевна.
Кто из родственников живет сейчас в Игарке, за прошлую свою краткосрочную командировку в Игарку я узнать не успела.
Возможно, кто-то и откликнется, и расскажет о лучших годах, когда юная Ольга Миррер и Хаджимурат Кайдан любили друг друга, были счастливы.
Как стала простая гардеробщица из столовой Игарторга актрисой Заполярного драматического театра, основанного в Игарке В.Н.Пашенной. Какие роли она играла? Почему ушла из театра? Что явилось причиной трагедии ее семейной жизни? Почему красивейшие, милые в детском возрасте трое (или четверо?) детей стали ей не в радость?
Беглый анализ нескольких документов, полученных из Интернета, позволяет сделать, возможно, случайный вывод, в драматической судьбе композитора была еще одна Ольга. В Норильлаге в художественной самодеятельности пела Ольга Николаевна Калиновская, которой он посвятил знаменитый «Норильский вальс». Может быть, она была первой женой Кайдан-Дешкина?
Но продолжаем рассказ. В ноябре 1956 года композитор был реабилитирован, хотя, свидетельствуют очевидцы, как и многие творческие люди того времени, он до конца своих дней оставался морально травмированным человеком.
В 1959 году музыкант переезжает в город Великие Луки, где работает заведующим музыкальной частью драматического театра. Им написана музыка ко многим спектаклям, сыгранным на этой сцене.
Всего же для разных театров страны С.Ф.Кайдан-Дешкин написал музыку к 60 спектаклям. Им же сочинен ряд музыкальных пьес «Мазурка», «Кукольный вальс», «Колыбельная», «Гавот», «Канатная плясунья», «Задушевный вальс», «Весеннее утро» и другие. В 60-е годы в ленинградском отделении издательства «Музыка» был выпущен сборник пьес композитора, а на киностудии «Ленфильм» был снят посвященный ему фильм.
Жители города Великие Луки до сих пор хорошо помнят высоко эрудированного, скромного и добросердечного человека, неизменно ходившего в берете и с красным галстуком.
Умер Сергей Федорович 3 ноября 1972 года, но память о нем у великолукской детворы не угасла. Они ухаживают за его могилой, оборудовали в школе-интернате № 1 его уголок. В 2001 году общественность города Великие Луки широко отметила столетие со дня его рождения. В посвященных юбилею мероприятиях принимала участие москвичка Тамара Сливинская, знакомая с композитором по Норильлагу.
Не по своей воле оказался Сергей Федорович Дешкин в нашем крае, но может быть, живы о нем воспоминания у бывших и нынешних артистов красноярского и норильского драматических театров, выпускников музыкального училища. Что могут сказать о творчестве композитора педагоги-музыканты Игарской школы искусств? Знают ли они об этих страницах его жизни?
В любом случае, Игарка, Красноярск, Дудинка и Норильск не должны вычеркнуть из своей истории годы пребывания в Сибири знаменитого композитора.
P.S.: Как мы и предполагали, новые данные не замедлили появиться. Незадолго до смерти Ольга Кайдан рассказала о том, как она оказалась в Игарке и о трагедии в ее семье. Но об этом уже в следующей публикации.
Фото: из книги «Мы из Игарки: Недетская судьба детской книги»
Авторский блог Валентины Гапеенко 29.03.2007