Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Опасные гастроли Анания Шварцбурга


Письма своего отца - известного красноярского музыкального деятеля Анания Ефимовича Шварцбурга - недавно обнародовала его дочь Наталья, которая живет сейчас в Израиле. Замечательный красноярский музыкант Ананий Шварцбург - человек, который был красив во всем.

- Мои детские воспоминания, - рассказывает о себе Наталья Ананьевна, - связаны с маленьким сибирском городом Енисейском, хотя местом рождения записан печально известный Магадан...

"Отец сибирских городов" Енисейск появился в судьбе одаренного музыканта Анания Шварцбурга после повторного его ареста, когда он жил с женой и маленькой дочкой в Кутаиси и преподавал в местном музыкальном училище. На карьере пианиста, которую Шварцбургу прочили с юности, еще в Харбине, где его семья жила в эмиграции, поставили жирный крест, когда музыканту исполнилось всего 19 лет. Доверчиво вернувшихся в СССР эмигрантов ждала нелегкая доля. Анания Шварцбурга арестовали в 1938 году. Чтобы добиться от молодого человека признания в шпионаже, антисоветизме и прочих злодеяниях, достаточно было защемить его пальцы, пальцы музыканта, дверью... И начались "гастроли" пианиста по этапам, тюрьмам, ссылкам, завершившиеся только в 1954 году, спустя год после смерти вождя всех времен и народов.

Хор в тысячу голосов

После второго ареста дорога узника привела музыканта в Красноярский край - на Ангару.

- Туда и приехала вслед за отцом моя мама со мною на руках, - рассказывает Наталья Ананьевна. - После Мотыгино город Енисейск казался раем. И когда папа, собрав ссыльных и местную молодежь, поставил на сцене маленького клуба два музыкальных спектакля, это стало событием для утопавшего в снегах старинного городка, приютившего в ту пору немало замечательных людей...

До сих пор вспоминают в Енисейске ученых, поэтов, певцов, музыкантов, творивших чудеса на сцене. И сейчас этот город имеет народный драматический театр, а в то время постановки шли за постановками. Имя Анания Ефимовича Шварцбурга я услышала именно в Енисейске.

- Вы знаете, сколько человек было в его самом большом хоре, которым он руководил? - спросили меня.

- Наверное, человек триста...

- А вот и ошиблись - тысяча!

С этим удивительным хором в тысячу человек и ассоциируется для меня образ музыканта Шварцбурга, которого я никогда не видела. И вот, благодаря публикации дочери в одном из изданий общества "Мемориал" - "30 июня" ("30 октября" - Ред. сайта) , он сам свидетельствует о жизни в ссылке, на удивление густо насыщенной культурными событиями. Весной 1952 года Ананий Ефимович писал в одном из писем: "Весь май ушел на подготовку к городскому празднику песни, который два раза откладывался и состоялся, наконец, 25 мая. Так как духового оркестра не удалось сколотить, то мне пришлось аккомпанировать общегородскому хору (500 человек), многим коллективам, а также дирижировать своим хором. Всё это продолжалось 5-6 часов подряд, и у меня буквально руки вспухли в этот день".

Меняю "Фауста" на сапоги

О том добром следе, который оставили в жизни города ссыльные, до сих пор вспоминают коренные енисейцы. А как не вспоминать, если в скромных стенах развлекательных и учебных заведений звучала самая высокая музыка. 10 февраля 1951 года Ананий Шварцбург пишет: "Я вчера играл Концерт Чайковского на вечере, который мы устроили в педучилище, - лекции-концерте о творчестве Чайковского. Был прочитан доклад. Затем исполнялись фортепианные миниатюры, затем пела одна певица (почти настоящая) романсы, затем я играл Концерт в сопровождении моего коллеги (один рижский пианист). Не буду ломаться, а скажу, что я очень доволен хотя бы тем фактом, что я работал, что выучил никогда прежде мною не игранный Концерт, да и тем, как его слушали и приняли. Так как зал у нас в училище крохотный, то для того чтобы концерт смогли посетить все учащиеся, придется повторять его в течение пяти-шести вечеров подряд".

О такой бурной концертной деятельности любой пианист мог бы только мечтать, кабы не проходили эти гастроли в неволе. Но, когда судьбы ломаются на глазах, когда жизнь человеческая ничего не стоит, когда ты лишь стройматериал в руках хозяев жизни и неизвестно, что тебя ждет завтра, впору отчаяться. "И как бы ни была кисла или сладка моя жизнь - надо молить судьбу, чтоб только не было хуже, - пишет Ананий Шварцбург в конце 1949 года. - А я только и живу в страхе за завтрашний день - это Вы не понимаете и не пытайтесь понять".

А вот строки из еще одного письма, написанного весной 1950 года на эту же тему: "Вы спрашиваете, что мне прислать? Самое нужное сейчас в связи с наступлением весны и дикой грязью, которая будет (Вы не представляете, что это за грязь), это резиновые сапоги, а без "Фауста" я вполне сейчас проживу".

"Майская ночь" в Енисейске

Но какую отраду давало любимое дело! Огромный успех выпал на долю оперного спектакля "Майская ночь" композитора Н.А. Римского-Корсакова. Премьера его состоялась в апреле 1952 года на сцене Дома культуры. Деревенские девчата и парни, приехавшие учиться в педучилище, пели под руководством своего неутомимого педагога дуэты и квартеты из "Евгения Онегина", а его девичий ансамбль исполнял произведения на семь (!) голосов. Строгие проверяющие в трепет приходили от таких достижений в области преподавания. И при такой напряженной творческой деятельности устраивались еще и гастроли по району. Вот как пишет Ананий Ефимович об одной из таких поездок: "Ездили в район группой в 4 человека (два актера, актриса-полупевица и я ). Получил от поездки колоссальное удовольствие... За три года я столько не смеялся, сколько за один день этой гастроли, - так много было приключений, недоразумений и нелепостей в пути. Когда мы возвращались, то пришлось из-за отсутствия транспорта застрять в одном поселке. Решили дать концерт, заранее зная, что это будет величайшая халтура, т.к. там не было пианино. Я выступал в качестве... конферансье. Играли водевиль (старинный - "Дочь русского актера"), без музыки, под тру-ля-ля!"

Представляю, как радовались жители поселка такой "халтуре". Кто бы сейчас осчастливил их таким представлением?

- Эти письма до сих пор бережно хранятся в одной из петербургских семей, - рассказывает Наталья Шварцбург. - И в них рассказов о поглощавших отца творческих делах куда больше, чем жалоб на горькую долю ссыльного.

О том, какой это был красивый (и внешне и внутренне) человек, вспоминает его двоюродный брат Лев Тышков в изданной в США книге "На четырех струнах": "Судьба щедро одарила его талантами. Он был отличный пианист, поэт, рассказчик, карикатурист, импровизатор. В довершение ко всему - красив. Высокий, стройный, с копной черных волос, с серо-зелеными глазами, бровями вразлет, тонкими и абсолютно правильными чертами лица. Как-то особенно выглядела на нем одежда - изящно, элегантно..."

Да, завидного работника искусств обрел благодаря репрессиям Енисейск, а потом и Красноярск!

Финал

Ананий Шварцбург был реабилитирован "за отсутствием состава преступления". Почти 20 лет потом отработал он художественным руководителем Красноярской филармонии. Анания Ефимовича помнят здесь до сих пор. Но когда незадолго до его смерти ведущие московские музыканты и преподаватели Московской филармонии обратились с коллективной просьбой к первому секретарю Красноярского крайкома партии отметить по заслугам деятельность этого незаурядного деятеля искусств, в ответ - только молчание. И лишь спустя 15 лет, после внезапной смерти Анания Шварцбурга, Красноярск широко отметил 70-летие со дня его рождения замечательным концертом в Малом зале филармонии. Но стоит ли сетовать на невнимание властей? Ведь истинные награды, как известно, раздаются совсем не в коридорах власти.

Полина ВАЛЕВСКАЯ. Сегодняшняя газета. 01.07.2007


За роялем - Ананий Ефимович Шварцбург. На заднике сцены отчётливо видны даты: 1857 - 1957 и портрет М.И. Глинки.
Нетрудно догадаться, что концерт посвящён 100 -летию со дня смерти композитора.


/Документы/Публикации/2000-е