В Минусинске, на старом городском кладбище - прямо у входа, открыт монумент с трагической надписью на двух языках: "Польским матерям и детям, похороненным на этой земле".
Пан Ежи Левицкий из Колобжега, на средства которого поставлен этот памятник, не скрывает слез, когда вспоминает о своей маме Анелии Левицкой и сестренке Софье:
- Когда нас после присоединения Западной Белоруссии к СССР сорвали с родной земли и привезли в Сибирь, мы попали в село Малая Минуса. Там было целое польское поселение, а вскоре появились и могилы поляков. Когда началась война, папа ушел на фронт - воевать с фашистами, сестренка умерла, и мама поднимала нас с братом одна. Мы жили очень голодно, не помню, чтобы мама ела. Всё, что приносила домой, она отдавала нам с братом, а сама стала таять - как свеча. Я думаю сейчас, что она умерла от голода, спасая нас от голодной смерти. Ее положили в больницу, и мы с братом бегали ее навещать. Так хотелось, чтобы она поскорее вернулась домой. Помню, нашли красивый отрез на платье, который подарил ей отец, поменяли его на два яйца, и горячие еще эти яйца понесли в больницу, хотели порадовать... Но нам сказали, что маме нашей больше ничего не нужно, потому что она умерла...
Приехав несколько лет назад в Малую Минусу, пан Ежи Левицкий тщетно пытался отыскать на кладбище могилу матери. И тогда он пообещал ей, что обязательно поставит здесь, в Сибири, памятник всем польским матерям и детям, навсегда оставшимся в сибирской земле.
- Я благодарен Богу, что обещание, данное матери, исполнил, - говорит Ежи Левицкий. - Теперь всякий поляк, приехавший в эти места, может поклониться и положить цветы нашим матерям, нашим братишкам и сестренкам, не вернувшимся на родину из сибирской ссылки. А еще благодарен я пану Болеславу Влодарчику - ему обязан я тем, что смог исполнить долг перед матерью. Он мне теперь как брат...
Мало кто знает, что есть в Польше союз сибиряков, в который входят поляки, прошедшие сибирскую ссылку, и дети ссыльных. Пан Болеслав Влодарчик из Вроцлава - вице-председатель этого общества. На установку и открытие монумента на минусинском кладбище он приехал вместе с Ежи Левицким.
Пан Болеслав тоже потерял родителей - Викентия и Юлию Влодарчик - в Сибири, только в Иркутской области, и тоже не нашел родных могил. А село Малая Минуса - это страна его детства. Здесь был особый детский дом - для осиротевших польских детей, его расформировали в 1946 году, когда ребятишек отправили на родину. Разыскивал бывших воспитанников этого детдома пан Болеслав по всей Польше. Благодаря поиску он познакомился с Ежи Левицким. Так сформировалось на польской земле настоящее сибирское землячество.
- Поиск был трудным, - рассказывает пан Влодарчик. - Было известно, что нас привезли поездом номер тринадцать, но списки детей, вернувшихся из Сибири, исчезли, и никаких документов...
И все-таки они разыскали друг друга, дети репрессированных родителей! И целой делегацией приехали несколько лет назад из Польши в Малую Минусу, чтобы установить мемориальную доску на здании, где жили когда-то большой сиротской семьей, где им преподавали предметы на родном польском языке... Где, как ни странно, были у каждого из них и светлые дни. Потом, к 100-летию школы, они открыли музей истории польского детского дома, просуществовавшего четыре года - с 1942-го по 1946-й.
- Сердце мое навсегда осталось в Малой Минусе, - говорит пан Влодарчик. - Я приезжаю сюда в пятый раз как на родину. В память об этой земле мы издали недавно с авторской группой сборник. Однажды на конференции я услышал такие слова о нас, польских сибиряках: мол, они там жили-жили, ели-пили и бесконечно пели... И захотелось рассказать правду о нашем сибирском детстве, о Сибири...
Он протягивает мне книгу, "закрученную" в колючую проволоку, сквозь шипы которой прорастают зеленые листочки...
- Гляньте-ка вот на этот детдомовский снимок. Вот этот мальчик, видите, справа - это я! Мне здесь пять лет. А вот тоже детдомовский снимок, здесь на переднем плане стоит моя старшая сестра Янина. Эти снимки появились благодаря моему соавтору - Сергею Леончику, он отыскал их в Минусинском краеведческом музее. Он много работал в архивах. И, знаете, как сердечно помогали ему сибиряки в этом поиске!
Председатель культурно-национальной общественной организации "Полония" Сергей Леончик восхищен деятельностью союза сибиряков в Польше.
- Бывшие детдомовцы, - рассказывает он, - систематически проводят съезды в Польше, крепко подружились они с ребятами из Маломинусинской средней школы, где теперь есть в программе обучения уроки польского языка. Благодаря этому девчонки и мальчишки из сибирского села активно переписываются со своими польскими ровесниками...
А название книги, которую пан Болеслав привез в подарок сибирякам, в переводе с польского звучит: "Краски Сибири - издалека и близко".
- Сибирь уже от нас никогда не уйдет, - говорит Ежи Левицкий. - Ведь здесь не только родные могилы, здесь люди, тоже ставшие родными... После смерти матери мы с братом решили убежать в Монголию. Услышали от кого- то, что там люди живут очень хорошо, вот и отправились. И уже обессиленных подобрала нас сибирячка тетя Проня - солдатская вдова. Жаль, не знаю ее фамилии. Если она жива и вспомнит нас с братом, то низкий ей поклон от нас. Так бы хотелось встретиться и обнять ее. Если ее уже нет в живых и душа ее на небесах, все равно - низкий ей поклон до земли. Это она вымолила нам отца...
И рассказал пан Ежи о том, как ласково приняла тетя Проня польских мальчишек, как обрадовалась, когда узнала, что есть у них отец, только сейчас он на фронте.
- И вот вечером подходит она к портрету Ленина, - вспоминает пан Ежи, - вытягивает его, и мы видим... Под ним - Божия Матерь... "Юра, Антон, - называет она нас по-русски, - идите сюда, становитесь на колени, давайте помолимся все вместе, чтобы папа ваш вернулся с войны".
...Можно только представить, как горячо молились небесной заступнице - Матери Божией - вместе с русской солдатской вдовой тетей Проней польские мальчишки, потерявшие свою мать!..
- Потом она снова закрыла святой образ портретом Ленина, - рассказывает пан Ежи. - До следующего вечера. И ведь была услышана наша молитва: остался отец живым! Вернулся с войны, нашел нас. К тому времени нас привезли из Сибири в Польшу. Я всего три дня пробыл в польском детдоме, главный мой детдом здесь, в Малой Минусе...
После минусинских встреч бывшие детдомовцы впервые побывали в Красноярске. Первой встретила их председатель правления национально- культурной автономии "Дом Польский" Юлия Скидан.
После теплых встреч с красноярскими поляками и знакомства с Красноярском пан Болеслав Влодарчик пошутил:
- "Краски Сибири" стали еще ближе. И придется мне, наверное, издавать новую книгу под названием "Сибирь вблизи"...
По-моему, хорошая идея. Сибирь того стоит.
Валентина МАЙСТРЕНКО.
Сегодняшняя газета 02.08.2007