Наверное, прочитав заголовок корреспонденции, в Мингуле или в совхозе «Таежный» вспомнят эту фамилию. Пять лет ссыльный ученый проработал в этом хозяйстве.
Я позвонила в отдел кадров племзавода без особой надежды что- либо узнать об этом замечательном человеке. Но начальник отдела кадров Ирина Синьковская (спасибо ей) мгновенно нашла личное дело Яворского. В служебной карточке № 13/21 указано, что в 1937 году Яворский осужден на 10 лет по ст. 58-8 (совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций, и участие в выполнении таких актов); 58-10 (пропаганда или агитация, содер¬ащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений).
Всего одну неполную страницу занимают сведения о трудовой деятельности. Но за сухими формулировками - трагедия талантливого, образованнейшего человека, который мог бы достичь вершин, реализовать свой яркий талант на благо Родины. Но в трагическом 1937 году, когда талант, по- множенный на опыт и трудолюбие, мог дать вы- дающиеся результаты, Яворский становится узником ГУЛАГа.
Два года передышки - и вновь тюрьма. В 1949 году бывший преподаватель института, научный сотрудник музея становится рабочим первого отделения совхоза «Таежный». Правда, уже через год он назначен ботаником опытного поля, а в 1954, незадолго до освобождения - агротехником. Но разве были условия для научной работы на совхозном отделении. Мог ли ученый здесь, в подневольных условиях, в полной мере раскрыть свой талант и применить накопленные знания? К тому же он болен туберкулезом. Но Яворский не умеет плохо работать. Об этом свидетельствуют записи в личном деле. Несмотря на статус «врага народа», его неоднократно премировали за ударный труд.
В Книге Памяти, посвященной жертвам политических репрессий, о Яворском напечатано несколько статей, опубликованы его фотографии. Мы решили перепечатать один из материалов, потому что это часть историй нашего района. Думается, материал будет интересен не только краеведам и историкам, но и другим читателям. Если кто-то из жителей района помнит подробности жизни ссыльного Александра Леопольдовича Яворского и поделиться с читателями своими воспоминаниями, позвоните по тел 2-22-96.
Родился в 1889 г. в Иркутске. Отец был землемером, мать - воспитательницей в детдоме.
Окончил Красноярскую гимназию и Киевский университет по специальности ботаник. С юных лет имел два увлечения: любил природу, лес, растения и музейную работу. После окончания института стал штатным работником Красноярского краеведческого музея.
1914-17 годы служил в армии в Канске. Демобилизовавшись, вернулся в музей, свободное время проводил на Столбах, сплавлялся по рекам, участвовал в различных экспедициях в качестве ботаника, в 1920-34 гг. был первым директором заповедника «Столбы», совмещая эту работу с работой в музее.
В 30-е годы интенсивно занимался педагогической деятельностью: преподавал в школах, на рабфаке, в СибЛТИ. С 1934 г. начал работать в пединституте на кафедре ботаники. С энтузиазмом и любовью создавал там наглядные пособия, гербарии, вместе со студентами собирая их в окрестностях Красноярска, в экспедициях. Был также членом Общества изучения Красноярского края, возглавляя секцию ботаники, занимался систематизацией собранных в экспедициях материалов.
Александр Леопольдович был удивительно интересным, разносторонне образованным человеком. Общаясь с ним, студенты заражались его любовью к природе родного края.
22.09.37 г. он был арестован как участник контрреволюционной организации. Тройкой УНКВД Красноярского края 08.12.37 г. приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с правом переписки.
Срок отбывал в Вятлаге. В лагерях работал сначала на лесоповале, затем в лаборатории клинического , благодаря чему не только выжил, но и освободился на 4 месяца раньше срока - 22.05.47 г.
Вернулся в Красноярск, снова начал работать в муее и в учебно-опытном лесничестве (лесхозе) при СибЛТИ.
По стране прокатилась новая волна репрессий. 31.12.48 г. Яворский вновь был арестован прямо в музее и препровожден в тюрьму № 1.
12.05.49 г. выпущен из тюрьмы под расписку с обязательством прибыть в с. Сухобузимское в административную ссылку. Приехал туда с открытой формой туберкулеза легких, полученной в тюрьме. В совхозе «Таежный» Норилькомбината работал по специальности на опытном поле, занимался выведением скороспелых сортов картофеля.
Освобожден 26.08.54 г., в 1955 г. был реабилитирован и сразу же вышел на пенсию. Но и выйдя на пенсию, проведя 15 лет в тюрьмах, лагерях, ссылке, пережив тяжелую болезнь, Александр Леопольдович продолжал заниматься любимым делом. Он создает картины из сухих листьев растений, занимается историей Красноярска, пишет о Столбах, первых компаниях столбистов и многом другом. По-прежнему много времени проводит на Столбах, в тайге.
Хотя Яворский и остался жив, пройдя мясорубку большевистских репрессий, лучшие творческие годы выпали из его жизни. Умер он в 1977 г., оставив в памяти знавших его людей самые светлые воспоминания.
Ольга Вавиленко
Сельская жизнь (Сухобузимское) 10.08.2007