Я живу в сибирском селе Белый Яр Ачинского района. Село наше расположено на высоком берегу реки Чулым. В этом году ему исполнилось 280 лет. Изучая историю села на уроках краеведения, я узнала, что когда-то оно было казачьей станицей. И меня заинтересовало: почему среди русских, украинских, белорусских фамилий встречаются немецкие - Гумель, Штирц. Поговорила дома с родственниками, выяснила, что девичья фамилия моей бабушки - Фельде - тоже немецкая. Услышала от бабушки короткий рассказ (она не любит вспоминать трудное прошлое) и решила взять интервью у односельчан-немцев, да и бабушку при случае расспросить поподробнее о том далеком времени и о том, как эти семьи оказались в Сибири.
28 августа 1941 года вышел указ Сталина, по которому все немцы СССР были депортированы в отдаленные районы страны.
Моя бабушка, Доротея Генриховна Окишева (в девичестве - Фельде), из семьи репрессированных немцев. Она родилась 18 октября 1940 года в селе Красный Яр Саратовской области. Родителей звали Генрих Яковлевич и Доротея Ивановна. В семье было шестеро детей: пять девочек и один мальчик. Бабушка - младшая из дочерей. Ей было девять месяцев, когда семью в 1941 году выслали в Сибирь. Местом жительства определили Белый Яр. Семья поселилась на квартире. Было очень тяжело. Своего ничего не имели: ни посуды, ни постели, ни одежды. Соседи к приезжим отнеслись с недоверием. Считали, что напрасно не вышлют: значит, враги. Но надо было жить. Прабабушка Доротея Ивановна пошла работать в колхоз. Вскоре ее мужа забрали на фронт. Она с детьми поселилась в маленьком домике. Вроде бы всё налаживалось, привыкалось, но вскоре пришла похоронка. Осталась Доротея Ивановна вдовой, а дети без отца. Погоревав, перебралась она с детьми жить к свекрови. К сожалению, моя бабушка, дочь Доротеи Ивановны, совсем не помнит своего отца.
Детство у бабушки было трудное. Бедность - страшная. И голод. В 1947 году она пошла в школу. Начиная с пятого класса вместе с другими детьми ходила учиться в соседнюю деревню Зерцалы - за три километра от дома. Бабушка вспоминает: "Каждый день мы ходили в школу. Когда шел дождь, дорогу размывало. Приходилось идти по грязи. Да еще нужно было миновать две рытвины, через которые, как правило, были сломаны мосты. Зимой дорогу заметало очень сильно, снегу было по колено. Утром - туда, после обеда - обратно. Вечно были мокрые, грязные, уставшие".
Во время летней практики десятилетняя Доротея с одноклассниками работала на китайских огородах. Китайцы выращивали овощи для Ачинского авиационного училища. В огородах росли морковь, лук, картофель, томаты, огурцы, мак. За всем этим ухаживали дети - пололи, поливали.
В 1955 году, в пятнадцать лет, Доротея Фельде окончила школу и пошла работать на свиноферму. Вместе с напарницей пасла свиней, кормила, поила их. Тяжелой была работа в колхозе - никакой механизации, всё делали вручную. Люди работали за трудодни, платили им очень мало.
В 1959 году бабушка встретила своего будущего мужа - моего дедушку, через год они поженились и переехали жить в деревню Бычки Большеулуйского района. Там в 1961 году у них родился сын Николай, мой дядя, а в 1964-м - дочь Елена, моя мама. В Бычках бабушка работала в пекарне, была и пекарем и уборщицей. Деревня находилась далеко от города, поэтому в ней долгое время сохранялась дружба между немецкими семьями, которых в деревне проживало немало. Так как Бычки стояли в тайге, то жители охотились на медведей, лис. Если удавалось убить медведя, то в деревне был грандиозный праздник. Все собирались за околицей, готовили угощение, танцевали. Моя мама вспоминает: "Для нас, детей, медведь казался огромным. Его большие мохнатые лапы свисали с машины. Длинные когти, мягкая бурая шерсть... Мясо у медведя темное, из него делали котлеты".
В 1972 году бабушка с мужем и детьми переехала обратно в село Белый Яр. Устроилась на работу в теплицы, выращивала огурцы и лук. Здесь тоже требовалась большая физическая сила. В 1993 году, за два года до пенсии, перешла работать на свиноферму, на которой и начинала когда-то свою трудовую биографию. На ферме уже стало полегче, появилась какая ни есть, а всё же механизация. Поэтому, выйдя в 1995 году на пенсию, бабушка еще некоторое время продолжала там работать.
...Я слушала рассказ моей бабушки, смотрела на ее натруженные руки, лицо в морщинках, видела ее глаза... Столько пришлось ей перенести в жизни, а глаза вот не перестали излучать живой и радостный свет. Сейчас бабушке 67 лет, но она остается всё такой же неунывающей и трудолюбивой. Мне кажется, что эти качества присущи именно немцам Поволжья, ведь они сумели выжить в суровые годы несмотря ни на какие удары судьбы. Они всегда умели трудиться, помогать друг другу, радоваться жизни.
Материалы полосы подготовила Дарья ЛАСУН. Ачинский район.
Сегодняшняя газета 11.08.2007