В "Красноярском рабочем" была опубликована статья профессора Э. Мартыновой "Ленин жил, Ленин жив?". Когда я её прочитал, то вспомнил удачное выражение одного писателя: "отрыжка коммунизма". Да, к этой статье такое выражение очень подходит. Мне захотелось привести контраргументы против этой публикации.
В этой статье удивляет прежде всего то, что автор делает Ленина экспертом в деле государственного строительства. Да и в правлении Сталина находит какие-то достоинства. Когда я слышу или читаю о Ленине и Сталине, а также об их приспешниках, то вспоминаю бессмертные слова Евангелия: "слепые вожди слепых". Да, оба эти вождя были выдающимися политиками, но при этом являлись утопистами. Их прогнозы в отношении будущего, которые они связывали с социализмом, не сбывались, позорно проваливались.
В нашей истории были люди, которые смотрели дальше и видели будущее несравненно отчётливее. Я бы назвал среди них в первую очередь Достоевского, Герцена и Лескова. Если марксисты в общественном развитии видели определённую закономерность, то Герцен в книге "С того берега", допуская приход стран к социализму, писал и о таких последствиях: "Социализм разовьётся во всех фазах до крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется из титанической груди революционного меньшинства крик отрицания, и снова начнётся смертельная борьба, в которой социализм займёт место нынешнего консерватизма и будет побеждён грядущею неизвестной нам революцией. Вечная игра жизни..."
Слова Герцена оправдались в 1991 году, когда социализм рухнул в нашей стране, не устоял и в других государствах. В упомянутой книге Герцена можно найти и ещё слова, которые способны просветить иную затуманенную предрассудками голову. Так, апологетам Сталина, видящим его заслугу в том, что при нём государство стало сильным, стоит задуматься над следующими пророческими словами писателя: "Чем сильнее становилось государство, тем слабее лицо".
Да, о слабости, иными словами, о беззащитности человека в нашем сильном государстве мы знаем предостаточно. Вот что писал Достоевский в письме к одному корреспонденту в 1879 году по поводу социализма: "...полное порабощение свободы совести" и ещё "закон цепей и порабощение хлебом". Можно только удивляться прозорливости писателя, который задолго до советской эпохи дал точнейший портрет тоталитарного строя, при котором мы жили.
В обществе при коммунистах насаждались нетерпимость, ненависть, предательство, доносительство. Вот это был тупик так тупик! Инакомыслящий вечно должен был держать рот на замке, даже у себя дома, а то вдруг что случись, и на тебя твои же ближние донесут и сломают тебе жизнь. А опасаться чужих надо было тем более! А "промывки мозгов", а увольнение с работы из-за отклонения от принятых партийных установок - это уже в "либеральные" годы, уже после Сталина.
Автор газетной статьи о Ленине делает ударение на то обстоятельство, что с приходом к власти демократов в 1991 году произошло понижение жизненного уровня населения. Она приводит самые хлёсткие слова: "глубокая пропасть", "тупик". Пусть так, но перед тем, как рухнуть коммунизму, в магазинах и аптеках было пусто, сплошной дефицит и очереди - это как назвать? Это не было пропастью и тупиком?
А когда большевики в 1917 году захватили власть, они разве не понизили жизненный уровень населения? Слом государственной машины нигде ещё не сопровождался подъёмом жизненного уровня. Но с приходом демократов к власти прекратились доносы, "промывки мозгов", увольнения с работы инакомыслящих, рухнула система осведомительства. Пришла долгожданная свобода. Разве этого мало?
Автора статьи о Ленине снедает ностальгия по прошлым, коммунистическим временам, поэтому у неё и видение одностороннее, пристрастное. Пишет автор и о бездуховности молодёжи, которую учат "брать от жизни всё". Но нет ли тут вины тех вождей, которых автор старается реабилитировать? Эти вожди принуждали людей к атеизму, не признавая свободы совести, и если сегодня мы наблюдаем подчас, как люди не видят смысла жизни ни в чём и ищут выход в пьянстве и разврате, то это во многом последствия того, что "слепые вожди" сеяли семена безверия, и теперь эти семена дают обильные всходы.
Насаждать атеизм - это ли не тупик, это ли не утопия? Я приведу слова писателя Лескова, одного из тех, чьи книги по циркуляру Крупской в 1923 году изымали из библиотек: "Религия - это поэзия вечной правды и нескончаемой жизни". Да, религия - это нечто поэтическое и привлекательное, но людей в стране морили духовным голодом. И того, что это были тупик и пропасть, почему-то авторы, подобные Э. Мартыновой, не видят.
У Достоевского есть выражение "бог-чрево". Писатель прозорливо предостерегал людей от того, чтобы они ради земного, материального хлеба не отказались от хлеба небесного, что неизбежно приведёт к разрушению личности. Это и произошло у нас в тоталитарные годы. Но поскольку сознание, как обычно, отстаёт от бытия, нам, по-видимому, ещё долго придётся идти к будущему непрямым путём. И чтобы не блуждать слишком долго, нам нужно выбрать в наставники настоящих Учителей, а не "слепых вождей слепых".
Эдуард СЕМЁНОВ, пенсионер, бывший учитель литературы и русского языка. ст. Чернореченская, Козульский район.
Красноярский рабочий 06.09.2007