Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Не сломленные и не забытые


День репрессированных – один из скорбных дней в нашей стране. Унижение человеческого достоинства в масштабах нескольких поколений – это трагедия, которая будет напоминать о себе всегда, пока жива память, а границ и ограничений для этого удивительного слова нет.

Трепетом и холодом веет от каждого письма, воспоминаний о том времени, в котором уходили в небытие многие с недоумённым вопросом: «За что?»

Запоздалое покаяние потомков ничего не может изменить в прошлом, но мы должны знать, что многие люди, попавшие в жернова истории, невиновны, что их помыслы и дела были далеки от страшных строк «осужден за террористическую деятельность», «контрреволюционную деятельность», «за шпионаж» и т. д. И таких было не десятки и сотни, а миллионы.

Одной каплей в море мракобесия оказался Спиридонов Михаил Иванович, который был осужден 5 ноября 1937 года Особым совещанием НКВД СССР за контрреволюционную деятельность на 10 лет лишения свободы. Находился в местах лишения свободы с 27 сентября 1937 года (ему исполнилось только 34 года) по 27 сентября 1947 года, в том числе в районах Крайнего Севера в Дальстрое МВД на территории Магаданской области с 19 декабря 1939 года по 27 сентября 1947 года. Каждый прожитый день – это пытка, как физическая, так и моральная. Сколько он пережил, не описать, не пересказать.
Особым совещанием при МГБ СССР 9 февраля 1949 г. за шпионаж он был отправлен на поселение в Красноярский край. Буквально через 7 лет определением Военного трибунала Воронежского военного округа от 23 апреля 1957 года (ему уже 53 года) дела по обвинению Спиридонова М. И. прекращены за отсутствием состава преступления, и он реабилитирован.

Но как дамоклов меч, всю жизнь висел страх – не навредить тем, кто был твоим родственником или другом. Связь с ближайшими родственниками Михаил Иванович утратил в 1930-31 гг.

После освобождения из лагерей он был сослан в пос. Большая Мурта в 1949 году. После реабилитации в 1955 году вступил в гражданский брак с Кудимовой А. И. и прожил с ней до самой своей кончины, в 1976-м году. Брак не регистрировал, так как опасался за служебную карьеру приёмных взрослых детей.

Многие помнят и знают Михаила Ивановича как музыканта, педагога, художника и строителя. Но сегодня я хотела бы сказать о том, кто много лет, шаг за шагом, шёл по пути узнавания судьбы Михаила Ивановича до приезда в Большую Мурту – это его приёмный сын Вадим Андреевич Кудимов. С упорством одержимого, он писал письмо за письмом в разные инстанции, получая отказ, находил новый адрес и снова одни и те же вопросы: где жил, где работал, какое учебное заведение закончил, данные о его первой жене, отце, брате и главное – найти возможность ознакомления с материалами архивного уголовного дела. 14 писем было отправлено, на многие получен отказ.

Читатель может оценить масштаб этой титанической работы.

Первый ответ из Алтайского государственного краеведческого музея (05.09.2004 г.) – сведений нет.

23.11.2004 г. – УВД Красноярского края рекомендует обратиться за информацией в ИЦ УВД Владимирской области.

03.02.2005 г. – УВД Владимирской области: сведений нет.

24.03.2005 г. – Центр хранения архивного фонда Алтайского края сведениями не располагает.

Обращение В. Кудимова к начальнику ИЦ УВД по Воронежской области.

05.04.2005 г. – ГУВД Воронежской области: сведений нет.

24.05.2007 г. – обращение В. Кудимова к начальнику ОРАФ РУ ФСБ РФ по Воронежской области.

24.05.2007 г. – обращение В. Кудимова к начальнику ОРАФРУ по Владимирской области, где Михаил Иванович был осужден 9.02.1949 г. к ссылке на поселение в Красноярский край.

03.06.2007 г. – обращение В. Кудимова к начальнику ИВЦ Магаданской области.

20.06.2007 г. – ответ из Управления ФСБ по Владимирской области: «Не имеет на хранении архивного дела на Спиридонова М. И., его дело 18.11.1963 г. за № 3/3 – 7160 было направлено на хранение в УАО КГБ СССР».

03.07.2007 г. – из УВД по Магаданской области: «Сведениями о месте хранения архивно-следственного дела Спиридонова не располагаем, рекомендуем обратиться с заявлением в ИЦ УВД Воронежской области, а архивное дело осужденного уничтожено по акту 17.05.1960 г. по истечении срока хранения». К письму приложена архивная справка с датами нахождения Михаила Ивановича в местах лишения свободы.

20.07.2007 г. – из Управления ФСБ по Воронежской области: «Ваше заявление направлено по месту хранения архивно-уголовного дела № 270554 в Центральный архив ФСБ России».

24.07.2007 г. И вот долгожданный ответ из ФСБ РФ: «Архивно-уголовное дело в отношении Спиридонова М. И. направлено в Региональное управление ФСБ по Красноярскому краю, где вы будете ознакомлены с материалами данного дела при предоставлении документов, подтверждающих ваши родственные отношения с указанным лицом».

В двенадцатом часу ночи позвонил Вадим Андреевич, взволнованный и радостный, сообщил о долгожданной вести и попросил оформить соответствующие документы в поселковом Совете. Через день он держал в руках страницы в которых кричала горькая правда о том, кто незаслуженно был перемолот зверской и безжалостной историей.

Белых пятен в биографии М. И. Спиридонова – удивительного человека: скромного, достойного, уважаемого – стало меньше, и как-то на душе посветлело.

Спасибо вам, Вадим Андреевич, за память, за сострадание, за возможность иметь в фондах районного музея материалы о Михаиле Ивановиче Спиридонове.

С. К. Бородина, директор РКМ
НОВОЕ ВРЕМЯ, № 93-94, 26.10.2007.


/Документы/Публикации/2000-е