Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Эффект маятника


День памяти жертв политических репрессий 30 октября Красноярск отметил выставкой «503 стройка». Экспозиция вышла за территорию железной дороги Салехард - Игарка (что, собственно, и есть «503 стройка»), появившейся (но так и не достроенной) на костях политзаключенных. Основу выставки составляют фото, видео- и печатные архивные материалы 30-40 годов прошлого века, Идея очевидна: показать, как тонка грань между «вчера» и «сегодня», особенно если первое до конца не осмыслено. Судя по старой подшивке газеты «Красноярский рабочий», в кровоточащем 1937-м допускалась-таки свобода слова. Ярким ее проявлением можно считать опубликованную в самом сердце полосы февральского номера оду «Вольность» Александра Пушкина. Самовластительный злодей, Тебя, твои трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Ты ужас мира, стыд природы...

Под этими строками, обращенными к самодержцу Николаю I. подписались бы многие из сохранивших рассудок во время вакханалии 37-го года

Впрочем, с вольнолюбивым Пушкиным соседствуют заметки ткачих, инженеров и партработников, единодушно одобряющих «приговор банде поджигателей Канского мелькомбината» или призывающих «распутать до конца клубок троцкистских прихвостней». «Больше крови, больше!» - кричали ошеломленные «потомки Пушкина». Естественно -получали. Некий инженер Терлецкий, требующий со станицы газеты «беспощадно бороться с врагами», через два месяца сам был расстрелян. Прокурор Любашевский, не словом - делом боровшийся с «троцкистами», сгинул в месиве 37-го.

Понимаем ли мы, что кровавый маятник, качнувшись в дни оттепели и перестройки в противоположную сторону, уже возвращается? Понимают ли красноярские студенты, которые за зачет по предмету собрались в воскресенье на площади перед БКЗ изобразить народное единение, что они лишь пешки в чужой игре? И что они будут делать завтра, если - за хорошую оценку на экзамене - вместо флагов им выдадут оружие и покажут цель? Или та дама из ТВ-передачи, предки которой пострадали от репрессий и которая на вопрос -нужен ли нам Сталин, - ответила:

«Немножко нужен»... Отдает ли отчет сказанному?

«Книга памяти» с именами репрессированных издается далеко не во всех регионах. В крае она смогла добраться до буквы «О». Но не успело общество переосмыслить годы репрессий, как появился приказ по ведомствам ФСБ, МВД, Минкультуры (июль 2005), запрещающий доступ к архивным материалам того времени общественным, правозащитным, исследовательским организациям, - всем, кроме ближайших родственников пострадавших. Сотрудники силовых структур отвечают на письменные запросы общественников, но сами документы исследователям доступны лишь до 1932-го года.

Маргарита БАРАНОВА.
Московский комсомолец в Красноярске 7 ноября 2007


/Документы/Публикации/2000-е