Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

1937 год – что это?


В 2007 году юбилей грустной даты. Россияне склоняются к мысли – грустной, да. Год помнится как разгул великих репрессий, но помнится далеко не всем и по-разному. Социологи ВЦИОМ пошли в население за нюансами.

Большинство тех, кто имеет с числом 1937 какие-то ассоциации, вспомнили про репрессии, но… 44% россиян ничего не вспомнили. Год как год себе. Может, дождливый был, может, урожайный… Нам-то что? Для 47% россиян это символ террора и сталинских репрессий. По 1–3% набрали альтернативные варианты: год промышленного роста, год индустриализации, год коллективизации, год начала фашизма в Европе и «просто тяжелый год для всех».

Три четверти опрошенных, 76%, не могут назвать конкретные фамилии известных людей, пострадавших в те годы от репрессий. Особенно ничего не ведает молодежь (88%). Среди вспомненных встречаются довольно странные имена, например, репрессированный в 1937 году… Андрей Сахаров. Конкретно же вспомнили так: Тухачевского (6%), Солженицына (4%), Блюхера (3%), Бухарина, Сахарова (по 2%), Вавилова, Жженова, Жукова, Зиновьева, Каменева, Кирова, Королева, Мандельштама, Рокоссовского, Троцкого (по 1%). Помнит о своих родственниках, погибших в те годы, либо получивших срок, каждый пятый (от 15% молодежи до 29% респондентов 60 лет и старше). Уверены, что в их семьях репрессированных не было, 50% опрошенных, 24% затруднились с ответом. А сколько пострадавших было всего? 36% ответили – несколько миллионов человек, еще 20% – несколько сот тысяч, 13% – несколько десятков миллионов и только 4% – несколько десятков тысяч.

Каким социальным группам было тяжелее, по кому шел главный удар? «Деятели культуры, науки и искусства» – полагают 51% опрошенных. Вторыми по частоте называют военнослужащих (31%), затем идут «обычные граждане, все без разбора» (21%), «евреи, представители других национальных меньшинств» (18%), священнослужители (18%), крестьяне (17%), рабочие (16%), партработники (14%), политическая оппозиция Сталину (11%), сотрудники НКВД и других силовых структур (6%). Лишь 5% считают, что страдали в основном «шпионы и вредители», а 2% – «спекулянты, воры и бандиты».

Если итожить, то половина опрошенных (51%) полагает, что репрессиям подверглись в основном честные граждане, которых оклеветали. Треть (32%) полагает, что часть репрессированных была виновата, а часть – нет. 2% считают, что это были главным образом вредители и враги советской власти. Наконец, 4% отметили, что репрессированы были в основном коммунисты, виноватые хотя бы тем, что они коммунисты.

Александр Силаев.

Вечерний Красноярск 21.11.2007


/Документы/Публикации/2000-е