Федор Петрович Веселков побывал в Шарыпово, где родился в боевом 1919-м, не так давно. Прошелся по незнакомым улицам малой своей родины, которую покинул более 70 лет назад, и, к радости великой, нашел родной свой дом! Потом направился к озерцам и речкам детства. "Дошел до Кадата, Темрушки, они подо льдом, но не спят, состарились детства подружки, их вижу приветливый взгляд", - напишет он потом в стихотворении. Но в кинозале Дома кино, куда известный красноярский композитор и поэт пришел на премьеру нового документального фильма "Шарыповское дело", он увидел озерцо детства совсем иным - принявшим трупы 39-ти его односельчан, зверски убитых в февральскую ночь 1921-го.
Когда я собиралась на просмотр этой новой киноленты красноярского режиссера-документалиста Ирины Зайцевой и оператора Святослава Чаплинского, по ТВ прозвучала информация: официальная Грузия после поражения в маленькой гражданской войне готовится к актам возмездия на территории обретших независимость Абхазии и Южной Осетии. Для этого власти намерены выпустить на волю несколько сот уголовников со "спецзаданием". Тут же вспомнился абхазский таксист, который рассказывал мне, глотая слезы, как в 1991 году, во время нападения Грузии на Абхазию, грузины замуровали в коллекторе и похоронили заживо спрятавшихся там от танков стариков и женщин с детьми. Трудно было в то поверить: откуда такая жестокость?
- Народ в Грузии тогда не поддерживал войну, - объяснил мне таксист. - Поэтому власти выпустили на волю и мобилизовали уголовников-рецидивистов и первыми бросили их на абхазскую территорию, чтобы навели страх и ужас...
Так разжигаются гражданские войны. Сценарий этот хорошо известен. Разве не с уголовниками начинали уничтожать старую власть и устанавливать советскую в Петрограде и по всей России? Но в фильме "Шарыповское дело" убивают своих же соотечественников чисто по-бандитски те люди, что у власти! Они нагрянули в село ночью - начальник Ачинской районной милиции тов. Пруцкий и командир красных партизан тов. Перевалов со своей командой. Арестовывали селян по личному усмотрению, в том числе и бедняков. После допроса жертвам набрасывали сзади на горло удавку и тащили волоком в соседнюю комнату, где добивали колотушками. В фильме настойчиво появляется кадр: растерзанное сиротливое дерево, а на нем качается веревка. Вот она - наша родная советская власть!
После этой трагедии две вдовы, одна из них из рода Веселковых, написали о самосуде письмо в Москву - товарищу Ленину. Ильич лично велел разобраться. Разобрались. На суде Перевалов сказал: "Я все эти годы тащил за собой трупы, я убивал во имя советской власти. И кто виноват?" Убийцам грозил расстрел, но его заменили тюрьмой, а в январе 1923-го их помиловали задним числом в честь 5-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Так что глубоко сидят корешки нынешних наших неправд! Начальник милиции после амнистии тут же из наших мест скрылся. А сотоварищ его по преступлению жил в Мариинске, стал директором школы, воспитывал новые поколения в духе коммунизма, затем уехал в Москву, написал книгу воспоминаний "Таежные партизаны", но в 1938 году во время кровавых чисток, охвативших всю Россию, "карающий меч революции" снес и его голову, тоже "во имя советской власти".
После фильма известный краевед Ольга Аржаных рассказывала мне:
- Я разыскала в Москве дочь Михаила Перевалова, она неохотно общалась со мною по телефону, но сказала, что отец был арестован через месяц после смерти жены, и трое детей остались круглыми сиротами. Она прислала мне фотографии и поэму брата об их мытарствах, трогательное повествование о том, как они голодали и побирались, как никто не хотел их знать, как из фотографий вырезали их изображения. Воистину грех ваш на детях ваших! До сих пор кровоточат раны той войны, когда народ громадной державы истреблялся руками самого же народа...
А убийцы тогда, заметая следы, устроили инсценировку: убитых крестьян раздели, поделив между собой одежду, свезли на озеро и уже мертвых расстреляли, имитируя нападение белогвардейцев. Их разоблачили. Но есть в фильме рассказы шарыповцев и о зверствах белых в 1919 году. Только в отличие от "дела" о красных бандитах тут - никаких документов. А поскольку на армию Колчака советская пропаганда вешала всех собак - поди разберись сейчас, кто это был. Может, белочехи, которые бесчинствовали, грабили и убивали сибиряков, уничтожая белую армию изнутри, компрометируя ее, и, в конце концов, сдали главнокомандующего адмирала Колчака в руки красных. По устным шарыповским преданиям, белым помогала с потрясающей жестокостью уничтожать местных мужиков и баб какая-то еврейка. По почерку, скорее всего, это так называемые белые эсеры. Много было банд в ту пору.
Об одной из них рассказывал мне красноярский историк Константин Карпухин:
- Банда Рогова, ворвавшись в Кузнецк, из 3000 населения истребила почти половину - 1400! У роговцев был красный крен: когда видели, что руки нерабочие, то отрубали их. А одна супружеская пара на площади показательно перепиливала пилой живых людей - пленных из армии Колчака. Потом пилу эту сдали в новосибирский музей как священную реликвию - свидетельницу установления советской власти в Сибири...
Так гражданская война прошлась по живому пилой, разделив народ и обескровив его. В фильме тоже есть музей с экспонатами тех времен, полный ребятишек. Но поймут ли шарыповские мальчишки и девчонки, в семьях которых породнились и Веселковы, и Переваловы, что происходило в те годы?
- А я так скажу, - говорит краевед Ольга Аржаных, - правда на стороне белой армии, потому что она сражалась за восстановление законной власти в России, захваченной большевиками. Вот из этого и надо исходить. И когда начинают звучать упреки в адрес армии Колчака, я привожу всего лишь одну цифру - почти 100 тысяч белых солдат и офицеров, расстрелянных, утопленных, замученных большевиками в Крыму. Всем им была обещана амнистия. О чем тут спорить?
Но спор продолжается и по сей день. Кадр из фильма: шарыповская бабулечка берет древнюю балалайку и поет под нее частушку: "Куплю Ленина портрет - золотую рамочку. Вывел он меня на свет - темную крестьяночку". "А чем платили вам за труд в колхозе? Миской супчика?" - спрашивает ее дочка. "Да это не супчик был, - отвечает весело бабушка, - а затируха - вода да мука... Нет, Ленин не был кровопивцем",- подытоживает она.
Да, "великий инквизитор" знал, как ослепить народ, повести его к разрушению и сделать его счастливым.
Валентина МАЙСТРЕНКО
Сегодняшняя газета 25.09.08