Узкоколейка, соединяющая пристань на р.Норильская и строящийся рудник была сооружена в начале 1936 года. Немногим позже началось строительство 114-километровой магистральной линии от порта Дудинка, открытой весной 1937.
Самая первая железная дорога Норильска была построена в авральном режиме, в основном силами заключенных. Первые поезда проходили 114-километровый участок примерно за неделю, потом этот срок удалось сократить до 2-3 дней. Лишь в 40-х годах маршрутная скорость стала соответствовать хотя бы торфовозным узкоколейкам "большой земли", но все равно сходы с рельсов были часты и приводили к задержкам движения.
Растущие потребности Норильского комбината эта УЖД уже не могла обеспечить, и в 1947 году было принято решение о строительстве железной дороги нормальной колеи (1524 мм). К 1952 году работы были в основном закончены, при этом длина пути уменьшилась более чем на 10 километров - дорога прошла по более прямой трассе. С 1952 начат демонтаж старой узкоколейки.
Разбирали дорогу настолько тщательно, что ко времени перестройки не осталось почти ничего кроме насыпи в тундре, развалин мостов и немногочисленных фотоснимков. И когда руководство комбината решило воздвигнуть памятник строителям и эксплуатационщикам линии, так много сделавшей для Норильска - выяснилось что не осталось даже самой захудалой вагонетки. В итоге было принято решение закупить узкоколейный паровоз на "материке" и установить его в качестве памятника.
Паровоз Гр-274 нашли аж на Украине, в Гайвороне, и сначала по железной дороге, а потом и по воде доставили в Дудинку. И сейчас всех проезжающих по автодороге Дудинка-Норильск встречает стоящий на берегу реки Амбарной посреди голой тундры одинокий паровоз, а рядом - два моста: старый, узкоколейный, и новый...
Фотография из фондов норильского музея.
Мемориал у р.Амбарная. Кстати внизу под мостом - сугроб толщиной около 10
метров.
Холодно!
Мост уже изрядно покосился...
HTTPS://ru-uzd.livejournal.com/ 07.04.2009