Истории строки
В прошлом года обществу «Мемориал» исполнилось двадцать лет. Эта организация изучает политические репрессии прошлого века, занимается просветительской деятельностью и помощью бывшим репрессированным. Благодаря "Мемориалу'' многие жители края узнали правду о своих родных, сгинувших в лагерях и ссылках, а кто-то, наконец, смог добиться своей реабилитации.
С председателем Красноярского отделения «Мемориал» Алексеем Андреевичем БАБИЕМ (на снимке) я знаком лично, но, в основном, связь мы поддерживаем с помощью Интернета. Алексей Андреевич согласился ответить на несколько моих вопросов
Район наш долгое время был местом ссылки, здесь же находилось и несколько лагерей, поэтому то, чем занимается «Мемориал», имеет непосредственное отношение к нам. Алексей Андреевич родился в 1954 году в Читинской области. Живет в Красноярске. По специальности - математик (окончил КГУ в 1976 году), по роду деятельности - программист, специалист в области IТ-технологий, а на самом деле — гуманитарий широкого профиля: литератор, журналист, любит читать, пишет книги, увлекается философией и историей.
- Алексей Андреевич, когда и как Вы стали членом Мемориала-? Когда и как возник «Мемориал» в России и в Красноярске в частности?
-В 1988 году я познакомился с Володей Биргером, организовавшим в Красноярске сбор подписей на установку памятника жертвам политических репрессий в Москве. Именно этот сбор подписи послужил катализатором, во многих городах люди, неравнодушные к теме репрессий, познакомились друг с другом и стали самоорганиэовываться, 9 марта 1988 года мы (всего пять человек на тот момент) собрались на квартире у В. Г Сиротинина и решили создать общество "Судьбы людей». А Сиротинина избрали председателем. Примерно в это же время в Москве начала работать инициативная группа по созданию Всесоюзного общества «Мемориал», мы влились в него. Но днём рождения красноярского «Мемориала- все равно считаем 9 марта.
- Какую работу проводит общество?
- У нас четыре основных направления:
- увековечение памяти жертв политических репрессий, прежде всего это создание базы данных о жертвах репрессий и публикация её в Интернете, издание Книги памяти, установка
памятников и памятных знаков. Сейчас мы восстановили судьбы 70 тысяч человек;
- просветительская работа: выставки, лекции и самое главное -
Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников "Человек в истории. Россия - XX век»,
- сбор документов, воспоминаний, публикаций о репрессиях в
Красноярском крае и республике
Хакасия. Мы стараемся успеть опросить живых свидетелей и участников этих событий Собранные
материалы публикуем на нашем
сайте memorial.krsk.ru;
- юридическая и прочая помощь. В основном, помогаем людям найти сведения о репрессированный родственниках, собрать
документы для получен/я справок
о реабилитации.
- Расскажите об издании Книги памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Чему она посвящена, для чего нужна эта книга, откуда взята информация, кто помогает с выпуском, сколько томов запланировано и сколько вышло?
- Книга памяти нужна для того, чтобы восстановить честное имя репрессированных, обьявитъ об их реабилитации публично. Ведь людей не просто расстреливали, сажали и стреляли - уничтожали память о них. Это касается не только известных людей, имена которых стирали из учебников и запрещали упоминать. И в обычных семьях на всякий случай не вспоминали о репрессированных родственниках - это было опасно. Уничтожались их фотографии, и сейчас нередко дети расстрелянных не помнят, как выглядели их отцы,
Издание красноярской Книги памяти финансирует администрация края. Материал для первых десяти томов дают УФСБ России по Красноярскому краю и архивное агентство администрации края. В проекте участвуют краевая прокуратура, ГУВД края и, конечно, «Мемориал» - инициатор и мотор издания. Сейчас вышло шесть томов, мы дошли до буквы "П". В этом году будет издан седьмой том, «Р-С». Это сведения о людях, арестованных в Красноярском крае, их около шестидесяти тысяч. А потом предстоит еще гигантская работа по спецпоселенцам (раскулаченные крестьяне, депортированные народы и т.п.) Их, по официальным данным, в Красноярском крае было более полумиллиона человек. Будем надеяться, хватит сил и средств нашей жизни узнать о заключённых, отбывавших срок в Красноярском крае. Среди них "политических» было не менее четырёхсот тысяч.
- Ваше общество организовывает экспедиции по тем местам, где когда-то находились лагеря, велись стройки руками заключенных. В ваших планах есть посещение Могыгинского района?
- Лагерей «сталинского» периода в Красноярском крае практически не осталось - разве что 503-я стройка ("Салехард - Игарка») сохранилась, но и эти лагеря разрушаются и разграбляются. Мы успели отснять несколько зон Краслага около Решот перед их окончательным уничтожением. А сейчас сосредоточены на том, чтобы успеть записать воспоминания репрессированных. Увы, они уходят из жизни. Мы делаем это совместно с Енисейским педагогическим колледжем: студенты- историки после первого курса проходят практику по устной истории. Мы на десять дней заезжаем в какое-нибудь село и опрашиваем всех репрессированных. Енисейский район мы отработали практически полностью, в этом году едем в Казачинский Не исключено, что со временем переключимся и на Мотыгинский. Но почему бы не сделать такую экспедицию совместно с мотыгинскими старшеклассниками?
- Представляет ли для вас интерес наш район?
- Да, конечно. В Мотыгинском районе были в ссылке многие интересные люди, там до сих пор осталось много людей, попавших сюда не по своей воле. Кроме того, в Мотыгинском (тогда Удерейском) районе были лагеря Енисейстроя и СибУЛОНа СибУЛОН особенно интересен. О деятельности этого лагуправления на территории фая нам известно очень мало, самый чёткий след - пос. Кривляк в Енисейском районе, где есть даже озеро СибУЛОН, А ведь заключенные строили дороги, добывали золото...
-Были ли контакты с людьми, организациями из Могыгинского района?
-Да, конечно. Мы поддерживаем связь с Мотыгинским краеведческим музеем, очень плодотворно работаем с вами.
- Какие дальнейшие планы вашей работы?
- Из почти миллиона репрессированных, связанных с Красноярским краем, мы за двадцать лет восстановили судьбы семидесяти тысяч человек - меньше десяти процентов Девяносто процентов впереди. Нужно установить памятные доски и памятные знаки, в том числе и на местах захоронений, нужно установить памятник в Красноярске. Многие факты ещё не проверены, документы не разысканы. В общем, на наш век работы хватит.
- Что из сделанного за эти годы вы считаете самым важным?
-Думаю, это издание Книги памяти, создание нашего сайта memorial.krsk.ru, на котором опубликовано уже 8000 документов, и конкурс "Человек в истории. Россия - XX век». И, конечно, то, что мы не дали поставить памятники Сталину в Красноярске и Курейке
- Как вы считаете, возможно ли со временем повторение репрессий прошлого века или чего-то подобного в нашей стране? И если да, то от кого зависит, чтобы мы опять не вернулись к пройденному?
- По опросам, не менее половины россиян положительно относятся к Сталину и не против того, чтобы установить ему памятник. Власти тоже удобно выстроить вертикаль, чтобы решить свои собственные проблемы. Низы и верхи вполне настроены на то, чтобы наступить на грабли ещё раз. Наступим ли - зависит только от нас.
- Почему именно 30 октября стало Днем памяти жертв политических репрессий?
- В 1972 г. в этот день в мордовском лагере умер Юрий Галансков, получивший срок за свой протест против лишения свободы Синявского и Даниеля - писателей, осужденных за опубликование своих рассказов за рубежом. Через 2 года после его смерти, в октябре 1974 г., группа союзников Галанскова сумела передать на волю предложение отмечать во всем мире этот день как День политзаключенных. В 1991 году Указом Б.Н.Ельцина этот день стал официальным Днем памяти жертв политических репрессий.
Беседу вел Михаил ЗАХАРЦОВ
«Ангарский рабочий» 17 апреля 2009 г.