Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Вандалами рождаются?


Вопрос недели

Есть люди, которым порядок, чистота и уют, судя по всему, стоят поперёк горла. Это они гадят в подъездах, бьют стёкла, пишут на свежевыкрашенных стенах непотребщину и вообще ведут себя по–свински. Бытовой вандализм — явление известное всем и, увы, ставшее почти привычным. И вопрос даже не в том, кто такие эти самые «они». Вопрос в другом: откуда они берутся? Или даже так:

Светлана Гунина, спортсменка, активистка и просто красавица:
– Я считаю, что вандализм — это проблема переходного возраста — как, например, прыщи. Просто у молодого человека независимо от пола скапливается взрывоопасный коктейль из неуверенности в себе, избытка силы и свободного времени, нигилизма и так далее. А в результате назло всем он хулиганит. Это было у всех, и у всех проходит. Но чем меньше у человека мозгов, чем хуже он воспитан, тем более бурно у него этот процесс протекает и тем дольше затягивается. Надо чтобы у народа не было сил и времени на вандализм. Чтобы он с тренировки какой–нибудь приходил уставший, рогами в пол, тогда громить подъезд у него просто здоровья не хватит.

Орхан Иманлы, 16 лет:
– Портят город и дома бездельники, люди, у которых нет совести. А, может, у них нет других, нормальных, желаний. По своему опыту знаю — останавливать бессовестных бесполезно, им всё по барабану, а когда их стыдить начинаешь, то они, наоборот, ещё хуже делают.

Минзиля Евтушенко:
– Трудно вычислить природу таких явлений. Я живу на горе, около бассейна, и всё время поражаюсь взрослым людям, которые залезают на моржика и прыгают с него во всю дурь. Вот встают и прыгают, и так по много раз. Некрасиво — мало сказано. Откуда это в них — непонятно.

Андрей Раздевилов, видеоинженер:
– Каждый день сталкиваюсь с этим явлением. Вечером поздно с работы идёшь — в подъезде более–менее чисто, утром выходишь — мусорные пакеты, описанные углы, бутылки и окурки, которые детишки из ближайших учебных заведений оставили. В самом центре города памятник Первостроителям стоит — знаете? Так вот, когда и кто умудрился сломать мастеру мастерок? И не надо говорить, что это во время ремонта случилось или сосулька сверху долбанула. «Чёрный тюльпан» — это вообще отдельная история. Место под рекламу у Дворца культуры, ДЮСШ на Ленинском, 11, — это только пара мест, где подростки что попало пишут.

Причины такого отношения к своему городу — неуважение, которое идёт от самих взрослых — родителей, учителей, воспитателей. Думаю, ребёнка следует с малолетства привлекать к труду — хотя бы выводить на уборку территорий вокруг садов и школ, как это было раньше. И контроль нужен, штрафы. И чтобы милиция не только по центральным улицам гоняла, но и во дворы заезжала, в подъезды заглядывала. А летом — просьба: пусть урн будет побольше.

Инга Александрова, юрист:
– Тут ведь можно говорить не только о разрушении каких–либо святынь или памятников архитектуры. Не надо далеко ходить. Сама видела, как расстраивалась бабушка, которая умудрилась под своим окном вырастить цветы, а ночью кто–то их просто вырвал с корнем. Скажете, что это мелочь? Вовсе нет! Ведь отсюда всё и начинается. Людей, которых мы с вами называем вандалами, с самого детства родители оставляют без внимания. Им не потрудились объяснить, что в жизни существует нечто святое, как для всех, так и для каждого человека в отдельности. И не стоит тут рассуждать о материальной ценности того или иного предмета.

Главное — понимать, сколько человеческих сил было потрачено на создание чего–то прекрасного и насколько дорога эта вещь кому–то. Ведь, может быть, после утери пусть даже какой–то маленькой, но очень дорогой сердцу вещи из жизни человека уйдёт что–то очень важное. Именно то, что и согревало его в этой жизни.

Наталья Викторовна, учитель географии:
– Олень с его многострадальными рогами — яркий пример бытового вандализма. Слышала версию, будто рога всё время ветром сносило, но не особо ей верю. У нас на Севастопольской, 4, входную подъездную дверь разбили бессовестно — и кому она мешала? Неужели жильцам? А ещё в связи с вашим вопросом вспомнилось, как на здании физматлицея, где я работаю, в начале учебного года кто–то картинки а–ля «Камасутра» нарисовал. Потом закрашивали их с учителями. Ну трудно предположить, чтобы кто–то из другого города приехал, чтобы такое сотворить. Вандалы — они живут среди нас.

Дмитрий Пан, 46 лет, судебно–медицинский эксперт:
– Начнём с того, что вандализм в моём понимании — это надругательство над культурными ценностями или любые поступки, выпадающие из общественных норм. И вот тут, что интересно, ведь лично мне самому приходилось не только видеть подобные моменты, но и самому в них участвовать. В детстве–то частенько что–нибудь ломали, разрушали. А вот рождаются ли вандалами? Затрудняюсь сказать. То, чем занимались в детстве мы, — это, скорее всего, обыкновенное хулиганство. Вандалами, сдаётся мне, люди становятся. Становятся по убеждению. Это так же, как защитники природы, только со знаком минус. Это своего рода идеология, если только не умственное отклонение. Но этот момент вообще обсуждать не имеет смысла — тут лечить надо!

Заполярная правда 07.05.2009


/Документы/Публикации/2000-е