Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«Осталось только на фотографиях...»


А. Дудина, П. Бочаров
(г. Норильск, МОУ «Гимназия № 4)

Науч. рук. Л.Н. Овчинникова

Памятники смотрят на нас... Действительно, в каждом, даже самом крохотном городке, есть свои достопримечательности. Есть они и в Норильске. Наш город изначально старались украсить оригинальными архитектурными сооружениями, скульптурами, история которых всегда была тесно связана с историей самого города, его общественными событиями, укладом жизни. Огромное влияние на них оказала субкультура ГУЛАГа, «благодаря» которому и возник Норильск. В настоящее время в норильском промышленном районе (НПР) 36 мемориальных досок и 26 памятников и памятных знаков, 11 из которых составляют мемориальный комплекс «Норильская Голгофа».

Особую группу составляют утраченные памятники города. В данной статье авторы попытались восстановить историю этих памятников.

Самый первый памятник Норильска - «Девушка-снайпер». Данная скульптура была окутана самыми невероятными легендами до тех пор, пока не нашелся автор этого памятника - Моисей Сидорович Зайцев. Легендарный скульптор, человек трагической судьбы, бывший заключенный в нечеловечески тяжелых условиях в 1939 г. создал скульптуру, которая, простояв полвека, стала символом города, «хранительницей стойкости его». Переписка ваятеля с журналистом Л.А. Львовым, похожая на исповедь, проливает свет на многие вопросы. Читая воспоминания скульптора, опубликованные в «Заполярной правде» в 1990 г., понимаешь, что жизнь автора созвучна с жизнью его творения. Простояв полвека, пережив период бесхозности, неоднократные реставрации, полуразрушенный памятник исчез, потому что у него не было хозяина, который бы следил за его состоянием, а в памяти народной «столь яркий атом нашей духовной жизни» так и остался окутанный легендами и домыслами. Как получилось, что не уберегли, не защитили? Но не будем искать виноватых. Важнее не повторять ошибок.

Следующий адрес - привокзальная площадь, где в былые времена стояли сразу два памятника: И.В. Сталину и М.И. Калинину. Сразу два на одном постаменте, только в разное время. Памятник И.В. Сталину вместе с партией других бюстов госдеятелей был изготовлен в городе Мытищи. Приказ № 92294 «Проект установки монумента на привокзальной площади» от 1953 г. утверждался лично начальником комбината Зверевым. Это не просто памятник, а подарок генералиссимусу на 70-летие. Не простояв и десятилетия, окаменевший вождь исчез тихо и без шума.

Мнения старожилов очень интересны и важны. Из воспоминаний бывшего архитектора г. Норильска Л.Г. Назаровой: «После разоблачения культа личности Сталина скульптуру двумя тракторами сбросили в озеро медного завода». Другие утверждают, что ее тайно вывезли за город и захоронили в одном из озер. Ядвига Викентьевна Малевич, бывшая узница Норильлага, вспоминала, что ее якобы забросили под мост речки Щучки, а потом куда-то увезли. Однако, по мнению норильского писателя Вадима Денисова, в те времена имущество не бросали, поэтому скульптуру закопали на территории Управления подсобных предприятий. Возможно и сейчас скульптура хранится на одном из складов города.

Вспомним о бюсте Калинину, которого судьба дважды свела со статуей Сталина. Их заказали на одном заводе, затем они прибыли на базу торготдела. Своего часа Всероссийский староста дождался лишь в 1960 г., и местом его установки стал как раз освободившийся от статуи И.В. Сталина постамент на Привокзальной площади.

Почему выбор для замены вождя пал на Калинина? Случайно. После «свержения» статуи «И.В. Сталин», постамент пустовал по причине отсутствия фигуры, соразмерной с прежней. Решено было срочно заменить на любую гранитную в хорошем состоянии. Это был метровый погрудный бюст, выполненный из гранита, за которым следило Управление Норильской железной дороги, будучи шефствующим над памятником предприятием. Однако М.И. Калинину (как и предшественнику) не повезло: из-за близкого расположения от проезжей части в него врезались автомобили. Бюст хотели перенести в здание вокзала, но несущие конструкции не могли выдержать массы памятника. По данным начальника Норильской железной дороги С.А. Ковалева, сейчас бюст хранится на запасниках железной дороги.ло решено поставить на готовое место бюст из числа лежащих на базе торготдела.ной площади.

Второй памятник И.В. Сталину был установлен перед входом на стадион «Динамо». Рука за бортом шинели, неприкрытая голова, выполнен то ли из гипса, то ли из мрамора... Никто не помнит точно ни происхождение статуи, ни точную дату установки. В архиве администрации города нет ни одного упоминания о монументе. Ориентировочно статуя появилась в 1945 г., поставили ее на довольно видное место - напротив ДИТРа (Дом инженерно-технических работников). После смерти вождя и жестокого подавления восстания заключенных жители с ненавистью глядели на «отца народов». В конце концов по слухам (официальных данных об этом происшествии нет ни в архиве, ни в музее) фигуру сначала облили мастикой, а затем толпа свергла вождя на землю. Что на самом деле случилось с памятником, неизвестно.

Вспомним также о двух самолетах-первопроходцах заполярных воздушных трасс: ИЛ-14 и ЛИ-2. «Дуглас» (как называли на американский манер ЛИ-2) стоял на воинском перроне на территории аэропорта «Алыкель». Горожане сразу прозвали новичка «самолетом-трудягой». ЛИ-2 облетел почти весь север, даже садился на дрейфующие льдины. После списания сибирский «Дуглас» быстро водрузили на постамент возле штаба. Шефство над ним взяли авиаторы, которые регулярно подкрашивали судно. Может, он и сейчас украшал бы аэропорт «Алыкель», но в 2002 г., после расформирования военной части, которой он принадлежал, его демонтировали и перевезли в Новосибирск. Теперь он - гордость историко-мемориального комплекса, посвященного 50-летию ВВС и ПВО. Жаль, конечно, что самолет, долгие годы отдавший Норильску, сейчас находится там, где никогда не базировался.

Совсем иная судьба у другого памятника-самолета - ИЛ-14. Это был личный самолет Вячеслава Молотова, на котором он путешествовал по стране в послевоенные годы (1945-1965). По словам очевидцев, он был сделан с шиком: внутри салона стоял мягкий кожаный диван, висели зеркала. В 1982 г. его водрузили на постамент промышленной площадки (бывшая взлетная полоса) Надеждинского завода. Это был памятник не только самолету-труженику, но и строителям Надежды. Вначале он был серого цвета с бортовым номером 02 (01 был у Сталина). Но постепенно краска стерлась, появилась ржавчина. Тогда лайнер перекрасили в аэрофлотовские цвета. Время брало свое, и в 1992 г. его разрезали из-за чудовищной коррозии. Еще одним памятником в Норильске стало меньше.

Еще об одном утерянном памятнике нам напомнила знаменательная дата - 45-летие открытия Талнахского месторождения, которое отмечалось в августе 2004 г. Вспомним, с чего все начиналось. В 1970 г. возле горы Отдельная на месте первой скважины КЗ-21 установлена модель буровой вышки. Это был памятник разведчикам недр - первопроходцам Талнаха. Более 20 лет стояла вышка с гордой надписью «Талнах начинается здесь» на видном месте - по дороге на водопад «Красные камни». Неподалеку находился поселок геологов. Шефствующим предприятием была Западно-Хараерлахская геолого-разведочная партия норильской комплексной геолого-разведочной экспедиции. Участь вышки грустная: её дважды сносили, так как мешала строительству домиков горнолыжной базы. Поражает то, что памятник, оказывается, восстанавливался, а теперь медленно умирает, и никому нет до этого дела, разве что самому автору модели-вышки, ныне директору минералогии Талнаха В.В. Кургину, который с болью рассказал нам об истории ее создания.

Памятный знак «Снежинка» был изображён на здании по улице Ленинградская, дом 3 в августе 1961 г. в честь начала строительства панельных домов в Норильске. Он представлял собой снежинку белого цвета на одной из панелей бокового фасада жилого дома. В списке утраченных памятников музея указана дата и причина демонтажа. Как оказалось, снежинка была просто закрашена во время ремонта фасада в 2002 г.

Был в нашем городе своеобразный памятник железным дорогам - электровоз или дизель электровоза. Его установили ориентировочно в начале 90-х на постамент с левой стороны от Управления железной дороги. Убрали монумент недавно - в конце 90-х.

На вершине Комсомольского парка стоял символ революции - броневик. Шефствующим предприятием была ЦАТК. Поиски броневика привели нас на одну из турбаз по дороге в г. Талнах. Там на небольшом постаменте и стоит символ революции. Таким образом, причислять его к исчезнувшим не стоит, он просто сменил адрес.

Когда-то в Норильске было 2 памятника Ленину. Один, стоящий и по сей день на Октябрьской площади, другой - возле фасада ТЭЦ. Фотографию этого памятника мы случайно обнаружили в архиве фотоинформационного бюро. Его установили ориентировочно сразу после открытия здания в 1942 г. Мы стали обладателями сразу двух уникальных фотографий. На первой В.И. Ленин стоит на низком цилиндрическом постаменте, перед которым расположен фонтан. Фото датируется 1944 г., второе сделано уже после замены постамента на более высокий в 1965 г. Однако в настоящее время этого памятника нет. Оказалось, что во время ремонта кровли, либо после его завершения, в 80-е годы, памятник уложили в деревянный ящик, обили его жестью и положили рядом с проходной ТЭЦ. Говорят, там он и находится до сих пор, уже почти 30 лет, а может, и больше. Время от времени ящик красят, чтобы не портил вид территории. Мимо этого ящика ежедневно, не один десяток лет, проходят работники ТЭЦ и практически никто не знает, что находится в этом ящике... Есть мнение, что памятник «улетел» в Игарку, но в этом маленьком поселке его никто не видел. Возможно, его история когда-нибудь и прояснится.

На фоне современного состояния культуры проблема сохранения и реставрации памятников отечественной архитектуры, скульптуры приобретает особую значимость в связи с огромной важностью сбережения культурного наследия России. Вся сложность этого процесса заключается в большой запущенности памятников, а порой и в их полной утрате.

В настоящее время охраной памятников занимается Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района.

www.norvuz.ru 01.06.2009


/Документы/Публикации/2000-е