Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников “Человек в истории. Россия — ХХI век”, проводимый международным обществом “Мемориал”, не похож ни на какой другой. Его участники познают отечественную историю века минувшего через судьбы самых обычных людей. Во всяком случае жюри конкурса под бессменным председательством академика Сигурда Шмидта неизменно выделяет те исследования, которые посвящены судьбе человека и его малой родины.
Верность этой тенденции подтвердили и итоги десятого всероссийского конкурса. Авторы сорока работ-победительниц в этом году были приглашены на церемонию награждения в Москву. Отмечены авторитетным жюри и ребята, чьи работы вошли во второй и третий туры. Их чествовали в регионах. Так, старшеклассники Красноярского края и Республики Хакасия получали награды — дипломы и книги — в селе Шушенском.
Открывая встречу в Шушенском, председатель Красноярского краевого общества “Мемориал” Алексей Бабий отметил, что этот конкурс изначально поставил перед собой высокую и достаточно утопическую цель. “Он затевался как своеобразная прививка от тоталитаризма. Если школьник внимательно изучит, прочувствует судьбу самого обыкновенного, не обязательно репрессированного, человека, есть надежда, что он, повзрослев и, может быть, став чиновником, не будет относиться к любому из нас как к винтику государственной машины”.
Есть у конкурса и вполне приземленные цели. Понимая, что школьные работы могут быть интересны другим людям, организаторы размещают их в Интернете. Так, опубликованная на сайте красноярского “Мемориала” работа о судьбе российских немцев, депортированных в сибирскую глубинку в годы войны, вызвала эмоциональный отклик в Германии: “Да ведь речь идет и о нашей Вере Егоровне Вагнер!” Как оказалось, семья наших бывших соотечественников целых 60 лет ничего не знала о судьбе близкого человека. И лишь теперь нити, давным-давно оборванные, снова удалось связать.
Или взять другой пример. По НТВ в майской программе “Максимум” громыхнула мини-сенсация — рассказ о судьбе репрессированного племянника Лаврентия Берия. Телесюжета могло и не быть, если бы не работа школьников из поселка Ключи Ачинского района. А началось все с того, что их заинтересовал вопрос: почему в родном поселке до сих пор так популярна частушка про Берию? Выяснение обстоятельств, в том числе и сделанный с помощью “Мемориала” запрос в ГУВД, дало такой ответ: в Ключах действительно находился в ссылке близкий родственник Берии. Описание его сибирской эпопеи, выложенное в Интернете, вдохновило сотрудников НТВ на командировку в глубинку и подготовку совсем не рядового сюжета.
“Исследования школьников — это живые вещи! — убежден Алексей Бабий. — Многие фотографии из работ, посвященных незаконно репрессированным землякам, мы публикуем в Книге Памяти. В очередном, седьмом, томе увидят свет еще и серьезные изыскания двух школьников. Кроме того, лучшие работы старшеклассников Красноярского края и Республики Хакасия за 2008 год опубликованы в сборнике”.
Если же говорить об итогах конкурса за 2009 год, можно отметить прорыв красноярцев. Впервые представительница дружественного нам края — выпускница школы из села Озерное Енисейского района Антонина Вахрушева — заняла второе место во всероссийском смотре исторических работ. Ценность ее исследования не только в том, что оно выполнено практически самостоятельно, но и в искренности автора. “Моя фактория Сым — национальное село, — написала девушка, которая родилась и 16 лет прожила в поселении, затерянном в глухой тайге. — Здесь живут эвенки, кеты и русские, в основном староверы. На этом маленьком заселенном пространстве остро стоят проблемы демографии, здравоохранения, миграции, здорового образа жизни, правопорядка, образования. Везде налаживается жизнь, но у нас она замерла и течет по своим неписаным законам. Здесь мы оказались затерянными во времени”. Объемная работа школьницы о малом поселении читается на одном дыхании, с интересом ко всем незнакомым деталям быта жителей фактории и с болью за их судьбы. “Забыл отца-мать — для роду потерянный, забыл свой язык — для народа потерянный, а землю забудешь — птичьим перышком станешь” — так хочется, чтобы эти слова не относились к нашим жителям! Но это уже свершившийся факт”.
Неожиданную тему выбрала для исследования Татьяна Иноземцева из Зеленогорска — “На службе тоталитаризма. Человек за колючкой”. Она рассказала о судьбе человека, который в свое время был начальником спецчасти лагеря, из которого, собственно, и вырос Зеленогорск. “Обычно представляют, что в системе ГУЛАГа работали звери. Да, садистов там хватало, — сказал, представляя работу третьего призера всероссийского конкурса, Алексей Бабий. — Герой Иноземцевой — по-своему порядочный человек. Волею судеб он попал в систему и исполнял обязанности. Автор и руководитель работы пытались понять душу человека, который охранял ни в чем не повинных людей. И об этом написано без всякой патетики, обличительности “в ту или другую сторону”. Именно за объективность жюри высоко оценило эту работу.
Председатель Хакасского республиканского общества “Мемориал” Николай Абдин, представляя в Шушенском работы школьников из нашей республики, отметил, что в предыдущие годы они были более активны, посылали на конкурс по 40 — 50 работ, а вот в прошлом году отправлено только 12.
Между тем в Хакасии есть немало учителей истории и обществознания, которые заинтересованно работают по тематике конкурса. В числе таковых Николай Степанович назвал Игоря Якушкина из абаканской средней школы № 20 и Лидию Андрианову из Копьевской сельской общеобразовательной школы. Воспитанники Игоря Станиславовича регулярно представляют свои работы на конкурс, об их тематическом разнообразии можно судить по названиям: “Происхождение моей фамилии”, “Владимир Высоцкий. Отношения с властью”, “Страна — судилище и исправительный лагерь”. Что касается Лидии Васильевны, заслуженного учителя Республики Хакасия, истинного краеведа и знатока музейного дела, то ее ученики не только постоянно участвуют в проекте “Мемориала”, но и добиваются хороших результатов. Недаром в год юбилейного конкурса жюри назвало Лидию Андрианову лучшим учителем истории по Республике Хакасия.
На этот раз в сотню лучших в России вошла работа Александра Фиськова, выполненная как раз под руководством Лидии Андриановой. Тема изысканий: “Судьбы человеческие в свете советско-китайских отношений”. “Я старался использовать максимально кратко исторический фон, рассказывая о судьбах наших соотечественников, по разным причинам оказавшихся вовлеченными в большую политику, — отметил выпускник Копьевской сельской школы. — Хотелось показать, как политика наших государств часто делает простых людей заложниками и жертвами обстоятельств”. В основе же интереснейшего повествования — свидетельства очевидцев весьма непростых событий ХХ века. Это жители Орджоникидзевского района — русские переселенцы из Маньчжурии, бывший пограничник, отличившийся в охране государственной границы с Китаем в 1979 году, и другие.
Александр Аксютенко, ученик восьмого класса той же Копьевской сельской школы, работал над темой “Армейские традиции и будни”. “Однажды, рассматривая семейный альбом своих бабушки и дедушки, я наткнулся на старое фото с изображением молодого офицера. Мне стало интересно: кто это? С таким вопросом обратился к дедушке. Я тогда не представлял, что с этой старой фотографии и начнутся мои изыскания, что возникнет много вопросов, ответы на которые я буду искать в семейных архивах, в музее, в беседах с земляками, служившими в армии. Но работа захватила меня, превратив первоначально возникшее любопытство в увлекательное исследование, объединив всю семью в творческую группу”. При этом будущего защитника Отечества интересовали не только армейские традиции, которыми можно гордиться, но и не менее живучие проблемы воинской службы. “Вопрос о “дедовщине” все время точит мой мозг, — признался школьник. — С одной стороны, укоренившиеся неуставные отношения, по мнению старослужащих, вроде бы и ничего страшного раньше не представляли, с другой — вижу, как они видоизменились и переросли в современных условиях в беспредел, издевательства и унижения. И это в то время, когда в обществе каждый человек почувствовал, что значит свобода личности. Молодые люди, отстаивающие свои права человека и гражданина, со сформировавшимся высоким чувством собственного достоинства, хотят уважительного к себе отношения. Так и возникает, я думаю, конфликт, приводящий иногда сопротивляющихся “дедовщине” к катастрофическим последствиям”.
Диана Баласова, написавшая “Историю деревни Красный Ключ” по воспоминаниям старожилов, приехала на презентацию в Шушенское вместе с учителем Ниной Кызычаковой. Нина Федоровна дополнила выступление своей ученицы такими словами: “Диана лишь два года назад переехала в Красный Ключ. Воспитывается в приемной семье. Трудолюбива, очень хорошо учится. Мне захотелось поближе познакомить Диану с нашей деревней. В результате ею написана история Красного Ключа — от становления в этом населенном пункте колхоза до нынешних дней. К сожалению, таких исчезающих деревень, как наша, очень много. У нас основная школа, учеников очень мало, и кто знает, останется ли деревня?..” Кстати, на встрече в Шушенском была отмечена особая актуальность этой тематики: исчезающие села — это боль всей России. Еще и поэтому так важно оставлять потомкам неотретушированную историю малой родины, а значит, важно успевать записывать свидетельства много чего повидавших на своем веку людей. “Иначе в изучении истории ХХ века придется опираться только на официальные документы, а они врут больше, чем люди”, — заметил Бабий.
Важно писать и историю конкретного человека. И обыкновенного, и выдающегося. “Есть люди, которые проходят по жизни, составляя целую эпоху” — так назвала свое исследование жизненного пути врача-офтальмолога Николая Одежкина учащаяся Хакасской национальной гимназии-интерната Наталья Кичеева. “Почему я заинтересовалась этой личностью? — переспросила Наташа. — Да потому, что Николай Максимович оперировал моего дедушку”. Со своим руководителем Анной Белянкиной она работала по избранной теме в течение трех лет. Ратный подвиг Николая Одежкина и его коллег по ликвидации трахомы в Хакасии настолько впечатлил гимназистку, что она решила стать врачом. “Я буду поступать в медицинскую академию, — поделилась своими планами десятиклассница. — Получив профессию врача-офтальмолога, смогу заняться изучением проблем слепоты и слабовидения. Возможно, мне удастся найти причину болезни века — глаукомы. Может быть, в этом помогут стволовые клетки или генетика”.
К сожалению, на этот раз среди работ школьников Хакасии и Красноярского края не так уж много было глубоких и обстоятельных исследований на тему незаконных политических репрессий. Тем не менее Любовь Манышева, ответственный секретарь комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий при правительстве Хакасии, поблагодарила участников проекта “Мемориала”: “Спасибо вам, ребята, за то, что помните и пытаетесь увековечить имена в истории, находите корни, стремитесь их освежить, придать им силу”. Она также заставила собравшихся задуматься о том, почему в органы государственной власти так редко обращаются со своими проблемами реабилитированные граждане — “люди необыкновенной скромности, которые могут составить честь и достоинство своей родины, но которых, к сожалению, тоталитарный режим сделал “врагами народа”.
* * *
Вместо же послесловия хотелось бы привести наблюдения организатора конкурса Ирины Щербаковой. “Десять лет не пролетели как один день. От конкурса к конкурсу менялась ситуация в стране, и не только. Первые работы еще печатались на машинке и даже приходили в рукописи. К одной из работ было приложено письмо: “Извините, что мы опоздали. Дело в том, что печатная машинка находится в соседней деревне, а дорогу занесло снегом, и мы смогли отпечатать нашу работу только с десятидневным опозданием”. Теперь все работы набираются на компьютере, и это лишь одно из тех изменений, которые произошли. Более глубокие изменения затрагивают рамки периода, обозначенного в нашем названии. Видимо, со следующего года их придется менять. ХХ век уходит, и если в самом начале конкурса были живы свидетели 30-х годов, то теперь бабушки и дедушки наших авторов — дети 40-х. История отдаляется, становится все более мифологичной, и мы это очень хорошо чувствуем… И все-таки, как бы кто ни пытался переписать историю и даже учебники, наш конкурс свидетельствует, что человеческая память жива, никуда она, слава Богу, не девается. Тридцать тысяч работ, пришедших к нам за эти десять лет, — это даже не тридцать тысяч имен, а в десятки раз больше, и я бы сказала, что в совокупности все они и есть “имя России”. Без каждого из них, говоря словами Андрея Платонова, народ не полный”.
Вера САМРИНА
Абакан — Шушенское — Абакан