Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Лето - это маленькая жизнь


Дождливый и скупой на тепло июнь стал для студентов Енисейского педагогического колледжа горячим и щедрым началом креативного лета.

В течение восьми дней в с. Момотово Казачинского района студенты педколледжа работали в двух направлениях: историко-правовом и фольклорном.

Историко-правовые экспедиции, а это была шестой по счёту, стали традиционными  для студентов, стремящихся перейти от изучения "великих людей и событий" к  "истории снизу" — истории повседневности. Предметом углубленного изучения стала вполне конкретная тема «Репрессивная политика советского государства в 30-50 гг», над которой наши студенты работают уже в течение шести лет.

Почему именно репрессивная политика? Мы живём в обществе, стремящемся к определениям «правовое, демократичное, толерантное..», но время от времени сворачивающем «вправо». Изучение же репрессивной политики методом устной истории под руководством специалиста, председателя красноярского историко-правового общества «Мемориал» А. А. Бабия — это своеобразная прививка от тоталитаризма и различных несвобод для наших студентов. Устные свидетельства, в ходе работы в с. Момотово их было записано около двадцати, позволяют будущим педагогам приблизиться к осмыслению своей истории, не просто познать прошлое, но и приобщиться к нему, прочувствовать его.. После каждого интервью студенты приходят с удивлением, некоторым смятением от тягостных воспоминаний и, обязательно, с несколько таинственным видом, испытывая чувства первооткрывателей:

Лучкина Татьяна:« Наш респондент С.С. Бальчунас рассказал, что получали письма от отца, написанные на бересте (!!!). Берестяное письмо складывалось треугольником, как обычное бумажное письмо. И доходило до самой Якутии!».

Ахмадеева Алсу: «Можно много читать о том, как тяжело жилось депортированным в Сибири. Но не один параграф учебника по истории по силе воздействия не сравнится с деталью, вроде бы мелочью ( но какой!!!), которую я услышала от Шлейнинга А.Я.: «Обуви не было никакой, и в апреле бегал в школу босиком. Ноги от холода горели огнём. По пути в школу я находил теплую коровью лепешку, вставал в неё и грелся . За пять минут добегал до школы».

Пичуева Мария: «Нетрудно догадаться, какие чувства может вызвать сегодня у окружающих мать, отказывающаяся от своих детей, сдающая их в детдом. И трудно представить, понять весь тот ужас и отчаяние мамы Фрейбегс А. Ф., которая пришла к коменданту Казачинской спецкомендатуры с тремя младшими детьми и сказала: «Или расстреляйте их, или заберите в детдом. Они всё равно умрут от голода». Вот он, закон относительности».

Устная история соединила в Момотово не только два поколения, она соединила прошлое и будущее. Прошлое и будущее колледжа, который перешагнул 75-летний рубеж, соединила эта экспедиция. Когда-то, на заре своего существования, студенты Енисейского педагогического училища выезжали каждое лето в фольклорные экспедиции. Сегодня, когда на отделении педагогики дополнительного образования введена новая специализация «педагог дополнительного образования с музыкальной областью деятельности», изучение фольклора нашего региона стало необходимостью, а значит пришло время возрождения былых традиций. В ходе экспедиции студентами было записано 387 частушек и около десятка обрядовых и лирических песен. Самым распространённым жанром устного народного творчества, бытующим на селе, являются частушки. В них всё — история страны, политика и экономика, пожар сердца и лёд измены, поп-кумиры, новые реалии.. Но о чём бы не пелось в частушках, в них всегда присутствует юмор, позитив и широта души русской. Особенно запомнилась студентам встреча с легендарной Казачинской певуньей — П. Д. Коноплянниковой.

В. Цуров, С. Килин: « Кто-то в Момотово сказал нам, что в Казачинском есть такая бабушка, о которой может мечтать любой собиратель фольклора — Прасковья Дмитриевна Коноплянникова. И больше ничего — ни кто она, ни где живёт…Словом, пойди туда, не знаю куда, найди то, что очень хочешь. Невероятно, но в большом Казачинском первый же встречный сказал нам, где она примерно живёт. За тридцать минут, благодаря известности Прасковьи Дмитриевны, мы нашли заветный дом у Чёрной речки. Это не только замечательная песенница и частушечница, но и очень гостеприимный, отзывчивый , искренний человек. А как она «зажигает»! И вообще, у нас с Сергеем стало на одну бабушку больше. А если говорить в целом о фольклорной практике, то можно оценить её очень кратко — круто ты попал на фольклор!».

Джиоева Т.: «С особой теплотой я буду вспоминать наш десант в д. Пискуновку. Очень красивое село, широкие, ухоженные улицы..И конечно люди. Смесь чувашских, татарских, русских кровей, и получается особая «порода» людей — весёлых, отзывчивых, озорных и звонких. Смешно и трогательно было, когда мы услышали, как нас кто-то окликнул. Обернувшись, мы увидели, что нас пытается догнать одна бабушка 81 года — она вспомнила ещё две частушки!».Быстро пролетит лето, и наступит сентябрь — жаркий на работу, на новый креатив. Ведь впереди дальнейшая обработка собранных материалов и планов громадьё— смелых и амбициозных.

И. Моисеева, ЕПК

У меня одна рубашка
У меня одни штаны.
Потому что нынче кризис
В экономике страны.

Не ходи ты Маня замуж
Ничего хорошего
В потребительской корзине
Свадьба не заложена

Я качалась на качели
Потеряла зайца
А кому, какое дело
Я люблю китайца.

Растяни гармонь пошире,
Пускай девки подпоют,
Что бы знали во всем мире
Как колхозники живут

На горе стоит береза,
На березе есть кора
Мужиков у нас не стало
Их заела мошкара.

Ты не пой кукушка серо
Ты не на ту березку села
Пересядь на елочку
Снеси поклон миленочку

Незабудочку садила
В ручеёк без корешка
Привыкай мое сердечко
Жить без милого дружка

посмотри милый на небо
после неба на меня
как на небе тучи вьются
так и сердце у меня.

"Вовремя" (Лесосибирск) № 35. 4 сентября 2009 г.


/Документы/Публикации/2000-е