3 ноября будет отмечаться день основания Дудинского морского порта. По мнению ветерана ДМП Николая Костецкого, проведшего собственное расследование, именно эту дату следует считать официальным днем рождения предприятия.
Дудинский порт построен в основном трудом зеков
Я не претендую на место в истории создания и становления Дудинского порта. Моя главная цель – установить истинную дату основания ДМП. Для этого мне пришлось не только изучить все имеющиеся скудные архивные материалы, но производить анализ, высказывать свои домыслы и рассуждения. Что было нелегко – подшивка газеты “Советский Таймыр” за 1937 год изъята органами госбезопасности, так же как многие материалы и личные дела первостроителей порта. Их местонахождение сегодня установить невозможно. Я буду благодарен всем, кто откликнется на эту публикацию и, возможно, сумеет что-то добавить к изложенным событиям.
“Строительство Норильского комбината предъявляет громадные требования к водному транспорту – единственной транспортной артерии, связывающей железнодорожную магистраль и центр края с новым промышленным центром – Норильском”, – писал в своей статье Г.М.Магарил в “Красноярском рабочем”. При этом “в 1935 году в Дудинке не было даже мало-мальски оборудованной пристани”, отмечает в своей книге “Норильскснаб: люди и годы” М.Я.Важнов.
Рождение 40 метров ряжевого при чала датировано сентябрем, поэтому его эксплуатация началась только в 1936 году (принято около 100 тысяч тонн грузов). Чтобы подготовиться к значительному росту грузопотока в Дудинку и на Валек, имея в виду ограниченные сроки обработки судов, руководство стройки решило немедленно приступить к устройству причалов, а для более правильной организации строительных и разгрузочных работ организовать в Дудинке управление порта, а на Вальке – управление гавани. Капитаном порта назначен заключенный Ф.В.Усков, начальником гавани – заключенный Е.Я.Жарковский. Общее техническое руководство строительством временных причалов возложено на старшего инженера А.Д.Гуду, а техническое руководство механизацией погрузо-разгрузки – на заключенного А.А.Федорова.
Далее еще перечень назначений. А им в помощь – лагерники Дудинки и Валька. На всех поименованных в приказе лиц личных дел в архиве порта нет. (Возможно, изъяты и хранятся в архивах НКВД).
Здесь уместно сделать ссылку на приказ №114 Матвеева от 4 февраля 1937 года по Норильскстрою и ИТЛ НКВД (параграф 1):
“Для обеспечения техническим руководством разворачивающихся в Дудинке работ по строительству портовых сооружений и для наблюдения за качеством и соответствием их техническим проектам устанавливается должность технического инспектора по портовым сооружениям, который действует на основании полагаемого при этом положения”.
На должность технического инспектора по портовым сооружениям назначается тов. в/н (вольнонаемный. – Авт.) инженер Ц.С.О.В. (аббревиатуру расшифровать не удалось, возможно, и буквы несколько другие. – Авт.) Гуда А.Д. Должен заметить, уж очень плохие оригиналы документов 1935–1936 годов. Бумага использовалась серая, возможно – газетная, поэтому текст плохочитаем… В приказе еще ряд параграфов, определяющих обязанности “смотрителя” за строительством причалов порта. В мае 1937 года утверждается “Положение о правах и обязанностях должностных лиц – работников Дудинского порта Норильскстроя и ИТЛ НКВД”. Документ довольно объемный по содержанию. Установлены функции порта и определен табель штата (всего 31 человек). В это время еще не указаны конкретные лица, замещающие те или иные должности.
Приходившие в порт суда разгружались вручную
Здесь я хотел бы обратить ваше внимание на то, что контроль над строительством порта необходимо было осуществлять лицу, сведущему в строительстве гидротехнических сооружений. Но портовые гидротехнические сооружения не так быстро строятся, как хотелось бы. Отныне одновременная эксплуатация и строительство портовых сооружений будут проводиться параллельно, вплоть до настоящего времени. Конечно, определенная часть технических и продовольственных грузов выгружалась в Дудинке, чтобы в зимний период доставить эти грузы в Норильск и часть оставить в Дудинке. Рейдовая выгрузка производилась на плашкоуты (мелкосидящие плавсредства) с доставкой к наиболее глубоководному береговому откосу. А дальше по проверенной схеме: круглое – катай, плоское – носи.
Из воспоминаний бывшего заключенного Норильлага (ныне покойного) А.Слепцова: “Тяжеловесные грузы выгружали по высокой воде до банальности примитивным методом. Судно подходило максимально близко к берегу. Создавался крен судну. И грузы попросту сбрасывались в воду. По мере спада воды груз оказывался “обсушенным” на берегу”. Но этот показатель выгрузки и грузооборот еще не свидетельствуют о работе порта как такового. Таким методом и сегодня выгружаются грузы в поселках Енисейского и Хатангского севера. Поэтому в 1934-м, 1935-м и 1936 годах была создана Пясинская экспедиция по доставке на Валек строительных и технических материалов. Сегодня трудно себе представить, в каких тяжелейших условиях грузы речными судами, баржами, лихтерами постройки начала прошлого столетия выходили в Енисейский залив. Под проводкой ледоколов проходили Карское море до Пясинского залива. Затем по мелководьям Пясины и Норилки подходили к Вальку. Знакомиться с воспоминаниями участников экспедиций и официальными отчетами руководителей довольно тяжело. Читать оптимистичные статьи в газетах тех лет, явно не отражающие действительный драматизм истории, – тем более.
В “Советском Таймыре” за 23 ноября 1935 года опубликована беседа с начальником Норильскстроя тов. Матвеевым:
“В Дудинке порт механизируется по последнему слову техники. Этой зимой мы начинаем строить временные причальные линии на два-три судна. Вступят они в эксплуатацию в следующем году. В конце 1936 года и в начале 1937 года будет строиться постоянный порт.
Трудности строительства порта в том, что нет никаких научных данных о подводной глубине хода льда, отсутствуют данные по колебанию горизонта вод и совершенно отсутствуют данные по геологии”.
Сегодня порт располагает сведениями гидрологических факторов Енисея с 1935 года. Ежегодно скрупулезно ведутся наблюдения за подъемом паводковой воды, пиком паводка, началом ледохода, спадом воды и многого другого. А тогда все начинали с нуля. Это весьма сложно – одновременно проводить изыскания, проектировать и строить порт.
“Крыши Шанхая” – так назывался этот район Дудинки
На конец 1935 года строительство порта находится в стадии проектирования. Однако жизнь заставляет производить выгрузку судов примитивными методами. Так будет вплоть до 1937-го.
Как пишет в своей статье “Стальной олень на Амбарной” Светлана Варламова (газета “Партнер-Медиа”), “первые упоминания о норильской железной дороге появились в 1936 году. Паровоз был доставлен в первую же навигацию – по Пясинской системе. Летом на трассе Норильск – Валек уже работали два паровоза и до 20 вагонов. В 1937 году по временной “узкоколейке” началось движение поездов от Норильска в Дудинку. Если дать волю воображению, увидишь не нарядную толпу и транспарант на фоне зелени, а снеговую насыпь, ледяной наст, тачки и катальные доски, а то и вагонетки, которые катят по рельсам люди в одинаковой робе и с одинаковыми серыми, землистыми лицами”.
По свидетельству создателя музея Норильской железной дороги Н.А.Якушина, в навигацию 1935 года по Пясинскому пути в Валек были завезены два паровоза (С-159-137 и С-159-138) и один мотовоз. Уже в январе 1936 года вышел приказ о расследовании столкновения этих же паровозов, которые еще не приступили к эксплуатационной работе.
Отсюда видно, что начало движения по Норильской узкоколейной дороге носило показательный характер, в зековской среде именуемой “туфта”. Существовала даже поговорка: “Без туфты и аммонала не построили бы Беломорканала”. По такому же принципу строился и Дудинский порт.
Однако, как бы то ни было, а 4 мая 1938 года в системе “Норильскстрой” было создано управление исправительно-трудовых лагерей и комбината НКВД СССР, в состав которого вошел отдел железнодорожного строительства. К чему я все это? Телега впереди лошади идти не может. Если есть железнодорожное сообщение, значит должен быть и порт, связывающий Дудинку с Норильском.
Я тщательно изучил приказ по Норильскстрою и ИТЛ НКВД №320 от 3 ноября 1937 года. Одним из пунктов в нем значилось: “Начальником Дудинской товарной экспедиции ТРО назначить тов. Антонова Семена Анатольевича. Начальником порта на правах помощника начальника экспедиции назначить тов. Ускова Федора Вавиловича”.
Странно. Заключенный Усков был гражданин, но далеко не товарищ… Возможности ознакомиться с личным делом и его послужным списком, к сожалению, нет. Известно только, что на флоте Усков был не случайным человеком. Экстремальные условия Севера, отсутствие специалистов необходимого профиля и навыков в управленческой работе среди вольных уравняли всех. Не до чинопочитаний – лагерники и вольные выполняли одно общее дело – строили порт.
В ходе расследования мне показались интересными еще два документа. Распоряжением №22447 Л.П.Берии от 8 декабря 1944 года и приказом А.П.Завенягина №564 от 30 декабря 1944 года, вышедшим в развитие распоряжения Л.П.Берии, уже существующий порт (приказ №320 от 3 ноября 1937 г. В.З.Матвеева) присоединяется к вновь созданному хозрасчетному управлению по снабжению комбината “Норильскснаб НКВД СССР”.
Порт из фазы строительства и обработки судов на временных причалах вышел в эксплуатационный режим. Одновременно со строительством причалов на левом берегу реки Дудинки создается судоверфь для постройки и ремонта собственных судов. Назначен начальник порта (не путать с начальником строительства порта).
Таким образом, я прихожу к выводу: днем основания Дудинского порта следует считать 3 ноября 1937 года. В 2012 году Дудинский морской порт отметит 75-летний юбилей со дня основания.
Николай КОСТЕЦКИЙ
Заполярный вестник 03.11.2009