Ровно пять лет назад ушел из жизни знаменитый актер – народный артист Советского Союза Георгий Жженов. В 2000 году он побывал в следственном изоляторе №1 г. Красноярска. Именно здесь, в пересыльной камере, он содержался в 1949 году перед отправкой для отбывания наказания в Норильск.
Девять лет назад Георгий Жженов приезжал в Красноярск вместе со съемочной группой телеканала «Россия». Актер снимался в документальном фильме «Русский крест», посвященном судьбе политзаключенного и ссыльного в 40- и 50-е годы Жоры Жженова. Актер посетил СИЗО-1, побывал в камерах. Однако той камеры, в которой он около четырех месяцев ожидал решения о месте ссылки, не сохранилось – после многочисленных перепланировок от нее остались сводчатые потолки и толстые кирпичные стены коридоров изолятора: «Камера была большая, на 300 человек. Вместе со мной ожидали своей участи начальник химической службы Советской Армии, начальник Балтийского пароходства, известный конструктор, китаец из окружения Мао Цзедуна. Интересная и приятная была компания», – вспоминал Георгий Степанович во время своего визита в Красноярск. Несмотря на «перенаселенность» в камере, вели политические заключенные себя достойно, рассказывает ветеран уголовно-исполнительной системы Красноярского края, прослуживший более 56 лет в СИЗО-1 Василий Никитович Дурочкин. Он хорошо запомнил актера, и через 51 год они встретились на съемках документального фильма. Сегодня это единственный сотрудник – свидетель пребывания Жженова в красноярском СИЗО.
По воспоминаниям Георгия Степановича Жженова, однажды в камеру зашел сотрудник и предложил ему на выбор место ссылки: «Выбирай, куда поедешь. Только имей в виду – тебе положено все, что севернее Красноярска». Сначала ему предложили поехать в Енисейск, но Георгий не согласился: «Что я буду делать в лесу! Я же артист!». Он написал заявление с просьбой «распределить» его по специальности. Видимо, довод был убедительным – по существовавшим тогда порядкам осужденных следовало «использовать рационально». В конце концов, тюремное начальство, так и не решив проблему, распорядилось выпустить его на свободу со справкой ссыльного – «конским паспортом», как тогда говорили. Подробности пребывания на свободе после четырех месяцев тюрьмы он запомнил на всю жизнь:
– Как сейчас помню, рассказывал Георгий Степанович. – Как раз после празднования 30-летия Октябрьской революции вышел я из тюрьмы. На перекрестке, где сейчас высится красноярский издательский комплекс «Офсет», тогда стоял ларек, где продавали на разлив водку и пиво. Я подошел, купил сто граммов водки и пирожок. Тут же все это выпил и съел. Затем сбрил бороду в ближайшей парикмахерской, потом немного побродил по городу и двинул прямиком в Горсовет: мол, хочу работать. Мне предложили Канск, Ачинск или Абакан. Но в тюрьме выбор ограничили: только на Север и подальше от железной дороги. И я попросился в Норильск: там, по тогдашним понятиям, Советской власти почти не было.
Актер работал в норильском театре до 1953 года, после чего он был реабилитирован и вернулся в Ленинград.
Сайт ГУФСИН по Красноярскому краю 08.12.2009