Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Из родных найдены двое


Дата: 80 лет большому террору

Усуб Алиян узнал о судьбе своих родственников

Осенью прошлого года задался целью найти сведения о своих пропавших в годы репрессий родственниках житель Ермаковского, индивидуальный предприниматель, депутат районного совета Усуб Алиян. Их было четверо, все они приходились его отцу родными дядями. Совсем недавно судьба двоих из них стала, наконец, известна.

Первоначально адреса, куда мог бы обратиться Усуб Алиян, предоставил председатель красноярского общества «Мемориал» Алексей Бабий. Помимо краевого, он дал координаты Главного информационного центра, расположенного в столице РФ – Москве. Почти два месяца ожидания, и из Москвы приходит ответ, что указанные люди не найдены, дан совет обратиться в Национальный архив Армении. Тут Усубу Шабабовичу уточнить адрес нужного архива уже помог Интернет. Он направляет запрос по найденному адресу в Армению и с волнением ожидает вестей уже оттуда.

И вот в начале марта из Еревана пришел ответ с приложенными копиями документов из архивных дел Тамояна Агита Амаровича и Тамояна Усуба Броевича (ордера на арест, постановления, выписки из протоколов допросов и приговоров). Сообщено, что, к сожалению, сведений о двух других родственниках, Тамояне Асане Асадовиче и Хамитове Сулеймане Авдоевиче, в архиве не обнаружено.

Агита Тамояна расстреляли


Протокол допроса Агита Тамояна (Тотоян ошибочно)

Перед нами протокол-допрос под грифом: «Армянская ССР. Народный Комиссариат Внутренних Дел Управления Государственной Безопасности». Дата: 24 февраля 1938 года. Из этого протокола-допроса следует, что обвиняемому Агиту Амаровичу Тамояну 50 лет, что паспорта он не имеет. Занимался животноводством. По социальному происхождению – шейх (духовное сословие), кем был и до, и после революции. В составе семьи – жена 45 лет, пятеро детей 16, 10, 8 и 4 лет и годовалый ребенок, а также отец 95 лет. Безграмотный (каждая страница протокола заверена подписью допрашиваемого. Это оттиск пальца, что подтверждает, что он, действительно, был неграмотным). Беспартийный.

На допросе заключенный Агит Тамоян на все вопросы отвечал отрицанием. Судимости нет. Наград нет. На службе в Красной армии не состоял. На службе в белой и других контрреволюционных армиях не состоял, в бандах и восстаниях не участвовал. Общественно-политической деятельностью не занимался.

Читаем протокол дальше. Одно за другим ему предъявляют обвинения. И каждое из них он оспаривает: «Я это отрицаю». Или: «Я вторично отрицаю...» Нет ни одного признания!

Тем не менее, дальнейшие события развиваются весьма стремительно. Через два дня после допроса, 26 февраля, появляется обвинительное заключение, где утверждается, что «… обвиняемый Тамоян Агит Амарович был связан с контрреволюционными элементами до самого своего ареста. В 1930 году был тесно связан с бандитами, которым оказывал материальную помощь и скрывал в своем доме. Занимался совершением религиозных обрядов, за что с трудящихся брал плату. Агитировал езидов не вступать в колхоз, ибо езиды не могут вместе с армянами работать коллективно. Вел в селе националистическую работу, езидов и армян натравлял друг против друга, поставил вопрос о выселении из села армян, мотивируя, что езиды не могут жить с армянами. Среди верующих езидов пользуется большим авторитетом, часто при встрече с верующими езиды целуют ему руку как шейху. Враждебно настроен против советской власти. Обвиняемый Тамоян признал себя виноватым частично (?! -авт.). Следственное дело по обвинению Тамояна Агита Амаровича направить на рассмотрение тройки НКВД Армянской ССР».

Еще через два дня судьбу этого человека решает тройка. Приговор ее суров – «расстрелять»!

«Выписка из протокола N 67 заседания тройки НКВД Армянской ССР от 28 февраля 1938 года:
Слушали: дело Талынского РО НКВД Армянского ССР N3744, по обвинению Тамояна Агита Амаровича, 1883 г.р., с. Диан Талынского района, шейх.

Обвиняется в том, что, являясь шейхом, был тесно связан с контрреволюционными элементами, политическими бандитами, скрывал их у себя дома и оказывал им материальную помощь. Под видом проведения религиозных обрядов, разъезжал по селам и распространял антисоветские провокации против советской власти. По день ареста активно боролся против мероприятий партии и власти.

Постановили:
Тамояна Агита Амаровича РАССТРЕЛЯТЬ, лично ему принадлежавшее имущество – конфисковать.
Верно: секретарь Тройки НКВД Армянской ССР - (далее стоит размашистая подпись без расшифровки)».

Расстреляли Агита Амаровича Тамояна в тот же день – 28 февраля 1938 года, осиротив пятерых детей и лишив старого отца своего сына.

Судьба Усуба Тамояна

На жителя того же села Диан Усуба Броевича Тамояна дело было заведено 17 марта 1931 года. Его обвиняли в агитации против мясозаготовок и хлебозаготовок и противодействии советской власти.

Обвинительное заключение:

«Во время проведения на селе кампании по мясозаготовке, хлебозаготовке кулацко-антисоветские элементы Талынского района своими провокационно-агитационными действиями всячески старались провалить данные кампании. В противовес проводимой со стороны партийных советских органов разъяснительной работы кампаний, усиливали антисоветскую агитацию, местами открыто выступали на собраниях. Усуб Тамоян, кулак-праволишенец, в селе Диане во время хлебо- и мясозаготовок как на собраниях, так и путем индивидуальной обработки крестьян старался провалить кампании, объясняя крестьянам, что советская власть не имеет средств к существованию, а посему производит хлебозаготовку, мясозаготовку и разные сборы. Своим действием власть окончательно грабит крестьян, обманывает, забирает все имущество, а взамен ничего не отпускает. У крестьянина, отказавшегося добровольно исполнить требования властей, впоследствии заберут имущество в принудительном порядке. Провакационное действие указанного Тамояна подтверждается свидетельскими показаниями Отар Тарояна и Тиграна Григоряна.
Тамоян Усуб во время допроса отрицает свою провокационную работу в период мясозаготовки и хлебозаготовки и что вообще он против соввласти нигде и никогда не выступал.

На основании вышеизложенного, Тамоян Усуб Броевич, 40 лет, женат, кулак-праволишенец, шейх, по национальности езид, житель села Диан Талынского района, неграмотный, беспартийный, под судом не был, обвиняется в том, что во время проведения кампании по хлебозаготовке и мясозаготовке, мобилизации средств, систематически вел антисоветскую агитацию против этих кампаний и всячески старался провалить кампании, настроить крестьян против соввласти и ее мероприятий, т.е. в преступлении, предусмотренном по 67 ст.УК ССРА.

Означенное следдело считаю законченным и с обвинительным заключением представляется в ЭНО ГПУ для слушания на коллегии АРМГПУ в судебном порядке».

Далее следуют подписи уполномоченного и начальника районного отделения.

Выписка из протокола N 72 судебного заседания коллегии Арм ГПУ от 12 апреля 1931 г.

Слушали: дело N А298 по обвинению гражданина Тамояна Усуба Броевича, 40 лет, жителя села Диан Талынского района, кулака-лишенца, шейха, по национальности курда (ошибочно, на деле – езида - авт.), женатого, беспартийного, неграмотного, не судимого. По статье 67 УК ССРА. Обвиняемый содержится в Эриванском исправдоме с 1 апреля 1931 года.

Постановили: Тамояна Усуба Броевича лишить свободы на ПЯТЬ лет, считая срок заключения с 1 апреля 1931 года».

Под документом крупно: ВЕРНО и подпись секретаря коллегии Саркисян.

Осужденный на пять лет Усуб Броевич Тамоян, как стало известно, скончался в тюрьме, не дожив до реабилитации. Его честное имя было восстановлено уже в годы так называемой хрущевской оттепели.

Судебная Коллегия по уголовным делам Верховного суда Армянской ССР рассмотрела в январе 1960 года протест зам. прокурора республики на постановление коллегии Армянской ГПУ от 12 апреля 1931 г., коим Тамоян Усуб Броевич был осужден к пяти годам лишения свободы. Она согласилась с протестом. Показания свидетелей, легшие в основу ареста и осуждения Усуба Броевича, носят общий характер, и конкретная антисоветская деятельность из них не усматривается. Сам Тамоян, категорически отрицая предъявленное обвинение, пояснял, что провокационную работу он не проводил и против советской власти никогда и нигде не выступал. В процессе перепроверки материалов дела выяснилось, что один из свидетелей отказался от своих первоначальных показаний, как не соответствующих действительности и сфальсифицированных следствием, другой – ограничил показания лишь тем, что Тамоян был шейхом и занимался религиозными обрядами. Четыре человека, допрошенные впервые и знающие Тамояна долгие годы, дали ему положительную характеристику и пояснили, что Тамоян антисоветскую работу не вел, к советской власти был настроен лояльно.

Коллегия пришла к выводу, что основания для осуждения Тамояна Усуба Броевича не было. Постановление ГПУ многолетней давности было отменено и дело прекращено за отсутствием состава преступления.

Лариса Голубь,
председатель Ермаковского отделения союза реабилитированных Красноярского края

Адреса для тех, кто ищет своих родных
660017 г. Красноярск, ул. Дзержинского, 18 ИЦ (информационный центр) ГУВД по Красноярскому краю
117469 г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 67 Главный информационный центр МВД (сокращенно ГИЦ МВД)

Нива №13 30 марта 2017 г.


/Документы/Публикации/2010-е