Норильский заполярный театр драмы имени Владимира Маяковского славится не только тем, что он является самым северным театром мира и что первоначально он строился заключёнными для самих заключённых. Театр известен ещё и своими актёрами, вписавшими свои фамилии в культурную историю страны.
Пожалуй, одним из первых популярных артистов для самого Норильска стал Виктор Сколдинов. Во второе лаготделение он попал со студенческой скамьи вместе со своей будущей женой Ольгой Калиновской. Она, кстати, тоже стала артисткой Норильского драмтеатра. Сколдинов снискал себе славу лучшего конферансье Норильлага. Когда Михаила Зощенко травили в Союзе писателей, Виктор Васильевич с успехом здесь читал его рассказы. Бояться ему было нечего, так как Норильск, несмотря на своё лагерное происхождение, всегда был неким уголком свободомыслия. То, что не проходило в столице и других городах, могло пройти здесь. "Дальше Норильска не сошлют" - бытовала такая поговорка.
Эта традиция - позволять себе то, что не могли позволить другие, продолжилась и в более позднее время. Например, пьесу Володина "Две стрелы" впервые поставили в Норильске. Правда, сделано это было тихо. Тогда в художественный совет театра входили руководители комбината. Безусловно, разрешение на постановку главный режиссёр получил у них, предупреждая, что в Москве и в Ленинграде пьеса находится под запретом. Ему поставили условие: если спектакль провалится, то это будет его огрехом, если принесёт успех, то он будет общим. И пьеса пошла.
Другой интересный факт. В советское время все театры обязаны были ставить так называемые "датские" спектакли к юбилею Октября, ко дню рождения Ленина и другим официальным праздникам. Естественно, что в них обязан был присутствовать Владимир Ленин. В Норильском театре эту роль блистательно играл Всеволод Лукьянов. Фактически с таким амплуа он не имел права исполнять отрицательные роли - так было во всех советских театрах. Но Лукьянов умудрился сыграть в пьесе Владимира Маяковского "Клоп" мещанина Петра Присыпкина, который стал одной из его больших творческих удач. Кстати, имя Владимира Маяковского театру было присвоено в 1961 году, потому что он первым в Союзе начал ставить его пьесы.
В 50-е годы театр переехал в другое здание, которое должно было стать по проекту кинотеатром, но из-за разных причин его отдали драмтеатру. Находилось оно на границе "нового города", на улице Севастопольской, которая была культурным центром и самым престижным районом Норильска. Это было красивое, освещаемое ночными огнями романтическое место, с которого открывался вид на бескрайнюю тундру.
Примерно в это же время в Норильск стали приезжать комсомольцы-добровольцы. Первые отряды попали в хорошую погоду и очень удивились, что им в таких сносных условиях государство платит повышенную зарплату. На благо родины они решили отказаться от полярного коэффициента и всяческих надбавок, а потом началась "чёрная пурга", и они пожалели об этом.
В 1953 году после проведения массовой амнистии произошло и другое событие - мощное восстание в Норильлаге. Сколько человек приняло в нём участие, доподлинно неизвестно, но однозначно не менее тысячи. Связано оно было с тем, что комиссары стали отпускать уголовников на свободу, а политзаключённых оставляли работать по-прежнему. После этого события лагерь постепенно начал умирать. Уже первые отряды комсомольцев на торжественных субботниках снимали колючую проволоку.
В 50-е годы сюда начали приезжать лагерники, которые должны были пройти "курс химии", то есть некий этап работы на Севере, после которого можно вернуться на родину. В результате этого здесь оказалась уникальная женщина Эда Урусова - единственная в истории русского театра актриса княжеского происхождения. Она принадлежала к древнему роду Урусовых, которые зачастую играли важную роль в российской истории. Один из Урусовых осуществлял казнь Лжедмитрия II.
В лагерь она попала, соответственно, из-за своего дворянского происхождения. Причём сперва её хотели представить к званию заслуженной артистки СССР в Москве. Но когда из поданной в правительство характеристики узнали, что она княжна, вместо звания ей дали два срока по одному обвинению.
В Норильский театр она устроилась уже после лагерей. Здесь была сильная труппа, и Урусова хотела в ней играть. Что примечательно, несмотря на происхождение и трагическую биографию, Эда Юрьевна была яркая актриса комедийного дарования. Советскому зрителю она запомнилась в кинофильмах "Ларец Марии Медичи", где она сыграла Чарскую, и в "Курьере" в роли Агнессы Ивановны.
Другой известный по многим отечественным фильмам актёр Георгий Жжёнов сюда приехал работать после Колымы в конце 40-х - начале 50-х годов. Норильск его очень любил, и он отвечал ему тем же: всегда вспоминал и всегда приезжал сюда. В Заполярном театре Жжёнов был очень востребованным актёром. Он переиграл множество ролей, большей частью героев-любовников. Работал в бешеном ритме, заучивал сразу несколько ролей. Происходило это по простой причине: публика тогда была небольшая, и, чтобы её не потерять, необходимо было поддерживать интерес новыми постановками. Поэтому за сезон выпускалось 15-18 премьер. Если сравнить с сезонами в современных театрах, в которых выходит около пяти премьер, то масштаб актёрской и режиссёрской работы выглядит впечатляющим.
Помимо театра, Георгий Степанович подрабатывал с помощью неизвестно где купленного им фотоаппарата. В 40-е годы за такую штуку ему бы дали новый срок, а в 50-х на это уже закрывали глаза. Жжёнов ходил по детским садам, фотографировал ребятишек, а карточки продавал родителям, которые, естественно, разбирали их подчистую и просили сфотографировать ещё. Он зарабатывал на этом, как сам шутил, больше, чем начальник комбината. К этому делу Георгий Константинович пристрастил и Смоктуновского, дав ему взаймы денег на покупку фотоаппарата, чтобы тот начал зарабатывать и смог уехать из Норильска.
Смоктуновский в Заполярном театре был начинающим артистом. Его хвалили как молодого и вдумчивого актёра. Но в старых газетах на него можно было найти и критику. Например, его ругали за то, что он пытался найти что-то доброе в роли немецкого офицера в одной из постановок. Сейчас бы за это только похвалили, но тогда, после войны, никто не хотел сочувствовать немцам. Тем не менее талант Смоктуновского здесь ценили, хотя для него самого, видимо, это были не самые светлые годы в его жизни, потому что о пребывании в Норильске он никогда не любил вспоминать и никогда сюда больше не приезжал.
Новая жизнь театра началась в новом здании, которое проектировалось самими норильчанами. Возводилось оно в рекордные сроки, но с учётом всех особенностей строительства на вечной мерзлоте. Правда, здание долго дорабатывалось изнутри, тем не менее вместо положенных десяти лет его построили за четыре года. Если посмотреть на центр города, то драмтеатр - это уникальное строение в Норильске, архитектурно оно ни на что не похоже, представляет собой нестандартный четырёхугольник с закруглением внутрь. Его вместительность сегодня составляет 550 мест.
В конце 60-х годов театр возглавил режиссёр Ефим Гельфанд. При нём труппа начала проводить гастроли по краю. Ефим Львович ставил героико-романтические большевистские спектакли, которые пользовались большой популярностью в то время. В 70-е годы в Норильск приехал Леонид Белявский. С ним связан один из самых славных периодов. Он поставил массу интереснейших спектаклей, при нём труппа выехала за пределы края - в Москву, Ленинград и даже в Вильнюс. Такой активности Заполярного театра позавидовала краевая драма и после всех гастролей привлекла режиссёра к себе на работу со многими норильскими артистами. После Белявского начался период Анатолия Кошелева и Александра Зыкова - это 80-е и 90-е годы. Эти режиссёры продолжили традиции своих предшественников и привнесли своё видение современной драмы.
Для норильчан Заполярный театр драмы им. В. Маяковского на протяжении многих лет является гордостью и любимым местом культурного отдыха. В 2003 году, когда в здании произошёл серьёзный пожар, помочь разгрести воду, спасти декорации и костюмы пришли все зрители. А многие из горожан организовали сбор средств на восстановление театра. Даже дети приносили какие-то свои мизерные сбережения. Собранные деньги пошли на покупку люстры, освещающей зрительный зал.
Сегодня история Заполярного театра драмы продолжается. Его труппа достаточно молодая. Это связано прежде всего с тем, что Норильск - город специфический, где старшему поколению жить тяжеловато. Здесь предпочитают не стариться и уезжать до 50 лет, чтобы можно было обустроиться на новом, "тёплом" месте, окружить себя знакомыми и друзьями. Отсюда вытекает проблема с тем, кому играть возрастные роли. Тем не менее все возникающие проблемы решаемы, коллектив живёт, ставит новые спектакли и не боится трудностей, которых на долю театра за всю его историю существования выпадало немало.
Сергей ВАХРУШИН. Красноярск - Норильск - Красноярск
НА СНИМКАХ: Георгий Жжёнов - на заполярной сцене, 1953 год. Эда Урусова - княжна и актриса.
Красноярский рабочий 20.01.2010