Они так и останутся вдвоем на этой карточке, сделанной перед самым расставанием в июне 41-го. Вдвоем навечно: Климентий, уже получивший в военкомате армейскую форму и направление, и Фрося, очень переживавшая, что сниматься придется в полный рост, а ботиночки-то у нее со стоптанными каблуками. Снимков фотограф отпечатал пару: один из них до сих пор, вот уже почти семьдесят лет, бережно хранит Ефросинья Иосифовна. Другой, увезенный мужем на фронт, вероятно, покоится вместе с ним в братской могиле под Одессой
Олейнюк Климентий и Олейнюк Ефросинья Иосифовна. 1941 г
Родом Климентий Олейнюк с Украины, родился в 1916 году в деревне Лисичье Хмельницкой области. Судьба крестьянской семье Олейнюков выпала нелегкая – в 1930 году их выслали в Сибирь, в Даурию. Там и пересеклись пути Клима и юной Фроси Мельник, отправившейся в Сибирь вслед за отцом, также попавшим под высылку. Позднее, уже перебравшись в Красноярск, Клим и Фрося и решили пожениться.
– Мужем он был хорошим, слова скверного от него ни разу не услышала, – вздыхает Ефросинья Иосифовна. – Окончил мой Клим шоферские курсы, взяли его водителем в городское управление водопроводно-канализационного хозяйства. Устроилась туда и я. Выделило нам предприятие квартирку в двухэтажном деревянном доме на Игарской, в ней и жили. Ладно жили, пусть и не в особом достатке, но зато в любви да согласии. Одна беда – так и не нажили мы с Климом детей до войны. А когда она началась, мужа призвали, считай, сразу, всего-то несколько денечков мы с ним и прощались...
Воевал Климентий Олейнюк на Юго-Западном, Третьем Украинском фронтах. Гвардии младший сержант, пулеметчик 60-го гвардейского стрелкового полка 20-й гвардейской стрелковой дивизии – 37-я армия Третьего Украинского фронта.
В марте 1944 года, после взятия Вознесенска, дивизии было приказано, взаимодействуя с другими соединениями, преследовать врага, не давая ему возможности закрепиться на линии Южного Буга. К вечеру 24 марта дивизия вышла к опорным пунктам обороны противника на восточном берегу реки. Форсировать водную преграду с ходу не получилось: немцы надежно прикрывали переправу для своих главных сил и с приближением наших войск открыли яростный артиллерийский огонь. Действия полков сковывала и вражеская авиация.
Комдив, оценив обстановку, приказал для усиления огневого удара выдвинуть в атакующие цепи артиллерию и минометы. Атака была назначена на следующий день.
Утром, едва рассвело, по врагу ударили наши орудия. Еще гремели залпы, а бойцы бросились на штурм. В цепи атакующих был и пулеметчик Олейнюк.
Натиск, поддержанный плотным артогнем, завершился успехом – противник оставил траншеи и отошел на западный берег. Наступила короткая передышка. Подразделения спешно готовились к броску через водную преграду. В сформированные штурмовые отряды вошли разведчики, стрелки, пулеметчики, бронебойщики, связисты и саперы. Им предстояло вброд и на подручных средствах преодолеть широко разлившуюся реку и закрепиться на ее западном возвышенном берегу. Форсирование было назначено на ночь.
Сумерки сгущались быстро. Когда над руслом опустилась полная тьма, отряд, в состав которого был включен Олейнюк, тронулся к реке. Климентий нес на своих плечах станину «максима». Ноги вязли в тине, ледяная весенняя вода обжигала. Но вот плавни кончились – в зарослях на берегу бойцов ожидали сооруженные плоты. Погрузив на них боеприпасы и оружие, солдаты налегли на весла.
Высадки десанта на этом участке противник явно не ожидал, в немецких траншеях находилось только боевое охранение. Саперы бесшумно проделали проходы в проволочных заграждениях, в них устремились наши автоматчики и пулеметчики. Выбив гитлеровцев из окопов, бойцы, продвинувшись на несколько сотен метров, отвоевали небольшой пятачок. Это дало возможность к утру переправить на отвоеванный плацдарм новые подразделения. Но и противник, подтянув свежие силы, предпринял ожесточенную попытку сбросить десантников с кручи. Несмотря на потери, в тот день рубеж все-таки отстояли. Ночь прошла спокойно, но утром немцы снова ринулись в атаку. И снова вой мин и снарядов, автоматных и пулеметных очередей.
Один за другим гибли десантники. В ходе боя Олейнюк остался у пулемета один. Но и дважды раненный, он не прекращал вести огонь. Десятки скошенных наседавших гитлеровцев усеяли береговой откос.
«В этом бою, – как было отмечено в наградном листе, – гвардии младший сержант Олейнюк показал образцы мужества и героизма. Отбивая атаки врага, он не отступил ни на шаг и погиб смертью храбрых».
– Письма от Климентия приходили часто, – вспоминает Ефросинья Иосифовна, – он, наверное, каждую свободную минутку брался за карандаш. А вот с конца марта 44-го писем вдруг не стало – ни единой весточки.
Бюро потерь – существовало в годы войны и такое официальное фронтовое ведомство. С запросами на этот адрес обращались многие, потерявшие почтовую связь с воюющими родственниками. Истомленная долгим отсутствием писем от мужа, отправила свой запрос и Фрося: где он, что с моим мужем?
Читая наконец-то полученный ответ, сдержать слез она не смогла: «Ваш муж Климентий Олейнюк отличился при форсировании реки Южный Буг в районе села Натягайловка, в боях за плацдарм. Погиб 27 марта 1944 года при отражении контратаки противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года гвардии младшему сержанту Олейнюку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина».
Там же, в теперь уже бывшей Натягайловке, вошедшей сегодня в черту города Килия, что под Одессой, и похоронен геройски погибший пулеметчик-красноярец. Правда, о месте захоронения мужа, которое Ефросинья Иосифовна пыталась установить все эти годы, она узнала лишь нынешней весной.
– Теперь уже и не удастся побывать на его могилке, – вздыхает Ефросинья Иосифовна. – И государство, где мой супруг упокоился, сегодня уже совсем другое, да и мой собственный возраст, здоровье не позволят...
Увековечить память о герое-красноярце, своем работнике решили труженики «КрасКома» – правопреемника предприятия, в прежние годы именовавшегося «Водоканалом», а до войны – городским управлением водопроводно-канализационного хозяйства, в котором до ухода на фронт шофером работал Климентий Олейнюк.
– Имя Героя Советского Союза Климентия Олейнюка в свое время носило одно из речных судов, доставлявшее сотрудников «Водоканала» к водозаборам на островах, – говорит руководитель пресс-службы компании «КрасКом», Татьяна Лукина. – К сожалению, техника не вечна. Судно выработало свой ресурс и было отправлено на «заслуженный отдых». Но память не имеет права даже на каникулы. Чтобы сохранить память о нашем земляке-герое, совет ветеранов «КрасКома» обратился в комиссию по наименованию и переименованию внутригородских объектов администрации города с ходатайством присвоить имя Олейнюка одной из улиц Красноярска.
Улица Героя Советского Союза Климентия Олейнюка в нашем городе появится! Так будет именоваться одна из новостроек в застраивающейся сегодня Покровке – месте, от которого совсем невдалеке в свое время жил и трудился безотказный водитель и геройский пулеметчик-гвардеец.
Анатолий Матюшенко, генеральный директор ООО "КрасКом", депутат Красноярского горсовета:
– Через три года красноярский водопровод будет отмечать свое столетие. Созданное еще до революции старейшее предприятие города вместе с красноярцами пережило лихие годы Гражданской войны и лишения времен Великой Отечественной. Водопровод строился и развивался совместно со всей страной.
История предприятия неразрывно связана с историей тех людей, которые трудились на протяжении века на благо жителей Красноярска. Лучшие из сотрудников треста «Водоканализации» в первые дни войны были призваны в Красную армию. По сей день в отделе кадров «КрасКома» как святые реликвии хранятся трудовые книжки тех, кто ушел на фронт и не вернулся. Среди них были два брата шофера Олейнюки – Климентий и Василий. К счастью, Василий, пройдя всю войну, вернулся в коллектив родного предприятия. А в судьбе Климентия Олейнюка навечно зажглась золотая звезда Героя Советского Союза.
Сохранить славные традиции, заложенные такими сотрудниками, как Климентий Олейнюк, задача молодого поколения нашего предприятия. И тот факт, что его именем будет названа улица в микрорайоне Покровский Центрального района Красноярска, – это не только честь для «Красноярского жилищно-коммунального комплекса», но, в первую очередь, ответственность перед памятью людей, создававших своим трудом наше предприятие и отдавших свою жизнь за наше мирное будущее.
Александр Николаев
«Городские новости», № 87 (2188), 18.06.2010 г.