Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Мы пережили страшную селекцию наоборот


Уважаемая редакция! С удовольствием прочитал месяц назад статью В. Денисова "Оглянитесь, мы живём в другом обществе". Взвешенный подход, логическое мышление, вдумчивый анализ российской истории советского периода. Подумалось - интересный человек живёт в посёлке Новочернореченском. Не перевелись ещё в нашей глубинке мыслители. Не все будут с ним согласны.

И как в воду глядел. В N 181 "Красноярского рабочего" от 1 октября появилась заметка его оппонента - некоей Т. Новохацкой - "Опус искажения советской действительности". На её взгляд (цитирую) - "...это утончённый, изощрённый, почти полный ненависти к Советской власти опус. Опус искажения советской действительности".

Вот с этим-то я и не согласен. По Т. Новохацкой, "...мы в той жизни жили спокойно и уверенно, никто не ощущал себя бедным, все жили надеждой, настроем делать жизнь ещё краше, ещё достойнее. Мы были счастливы этой надеждой, и надежда воплощалась в жизнь из года в год, из пятилетки в пятилетку - благодаря именно молодёжи, вступавшей в комсомол с большим задором и воодушевлением. Даже Есенин хотел "задрав штаны, бежать за комсомолом".

Но время прошло, и Е. Евтушенко писал: "Вот отчего не хочется так мне бежать, задрав штаны, за этим комсомолом". Время идёт, и всё меняется.

Да, у нас были детские ясли и садики, бесплатное в них питание и воспитание. И это было хорошо. Но страшила идеологическая составляющая, когда дошколят учили: "Я маленькая девочка, играю и пою, я Ленина не знаю, но я его люблю".

Счастливая возможность бесплатно учиться появилась при Хрущёве. А до этого за учёбу после 7-го класса родителям приходилось платить. Хотя насчёт того, что студентов ждала любимая работа в любом месте страны, так как государство выплачивало подъёмные и обеспечивало бесплатным жильём, - тут я с Т. Новохацкой полностью согласен.

Насчёт того, что "великая страна жила дружной семьёй с её многочисленными народностями разных национальностей", - тут приукрашивание действительности. Многие нации, особенно присоединённые после 1939 года по плану Молотова - Риббентропа, нас любили, как собака палку. Однако они понимали, что нельзя распускать язык. И не афишировали своих настроений открыто. Знакомый профессор из Прибалтики рассказывал: "Русские перед самой войной, в мае-июне провели вторую репрессию. Забрали всех, кто не понял, что надо молчать и прикидываться радующимся советской оккупации. А тут война, немцы наступают. Вывозить этапы в Сибирь было некогда и не на чем. Расстреляли всех во дворе тюрьмы. Отступающих русских мы прогнали, пришли немцы, открыли ворота тюрьмы и предложили забирать родственников. Трупы убитых из пулемётов лежали в четыре слоя. Что я мог думать - ясно".

Т. Новохацкая поминает диссидентов, которым "нужна была эфемерная свобода". Да, были люди, которые не хотели мириться с рабством духа. Ведь за мыслями и словами каждого следил огромный аппарат. В каждом подразделении каждой организации работали "стукачи". И в органах чётко знали, о чём кто с кем говорил, что читает, на какой полке у кого стоит какая книга. Разговаривать в комнате с телефоном люди боялись.

Диссидентам не мало было природных ресурсов, как пишет Т. Новохацкая, им, в частности, больно было, что Родина так с этими ресурсами обращается. Из трёх срубленных деревьев из леса вывозилось в лучшем случае два. Техника производилась в огромном количестве, но приходилось объявлять пятилетки качества - почему? На сейсмику при геологоразведке использовали в Эвенкии атомные бомбы - как по своей территории можно было атомом долбить?

А "изобилие" всего - в очереди стояли за колбасой, яйцами, курами, сапогами, автопокрышками, машинами. Зубы вставить без блата и денег не могли, сам это проходил. А вставляли - месяц говорить и жевать нельзя было, всё криво поставлено, халтура. За ковром в квартиру мой коллега поехал туристом в Румынию. Сам голодал, но ковёр купил. А мне за запчастями к машине приходилось летать в Москву в командировку - это разве нормально? И внедрение новых разработок часто делалось ради галочки.

С религией тоже были проблемы. Вот сейчас Т. Новохацкая пишет: "Все трактаты учёных не нужны в повседневной жизни, и засорять ими мозги - от безделья. А Бог - в сознании каждого из нас..." Но когда мы студентами были на практике на Кременчугском автозаводе, парторг увидел на шее студента Алексея нательный крест. Срочно созвали цеховое собрание, осудили его. Парторг сказал: "У нас в городе было двое верующих, так мы их отовсюду выгнали, уехать заставили. И тебя я выгоняю, пусть институт разбирается". И испортил парню характеристику.

А преподаватель философии Красноярского политеха Володя Селин сфотографировался на Столбах с деревянным крестом на шее. Фото повесил над койкой в общежитии, откуда его "доброжелатели" сняли и переправили в партбюро. Пришлось ему уволиться с "волчьим билетом".

Так что не зря академик Сахаров говорил про симбиоз систем. Да, автор права, сейчас мы взяли от капитализма все его худшие черты и их культивируем. Всё хорошее от имевшегося у нас во время социализма забыто и заброшено. А народ приучили жить в послушании и всепрощении, не зариться на богатых и не жаловаться ни на что коммунисты.

Наша страна единственная в мире пережила страшную селекцию наоборот, которая ни одному народу и не снилась. Десятки миллионов погибли в огне революции и гражданской войны. Столько же было уничтожено в периоды репрессий, раскулачивания, коллективизации. А потом война, про потери которой и вспоминать страшно. Атаки в лоб на пулемёты, заградотряды.

Народ духовно сломан, и сейчас его надо настраивать на патриотизм, любовь к Родине, стремление к её возрождению. Вместо этого СМИ его старательно дурят, делая из молодёжи дебилов. Причина в том, что умные молодые способны к идейному бунту, нынешние же - нет.

А "трактаты учёных" в повседневной жизни нужны, как нужны в народном хозяйстве умные, интеллигентные, эрудированные, патриотически настроенные люди, любящие свою Родину. Без них России не жить.

Сергей ОРЛОВСКИЙ. Красноярск.

Красноярский рабочий 07.10.2010


/Документы/Публикации/2010-е