В малом концертном зале краевой филармонии состоялась творческая встреча-концерт с Юлием Кимом "Белеет мой парус".
Его любят многие, даже те, кто не знает его имени, но напевает его песенки из фильмов и спектаклей. Юлий Черсанович Ким - один из самых ярких и оригинальных представителей бардовского движения, поэт и композитор, драматург, сценарист, либреттист. Лауреат премии "Золотой Остап" и государственной премии имени Булата Окуджавы. Напомню лишь некоторые из его популярных песен: стилизованные под фольклор "Ходят кони над рекою" и "Журавль по небу летит" из фильма "Бумбараш", "Губы окаянные, думы потаённые" из "Пяти вечеров", романтически-иронические песни Остапа Бендера из "Двенадцати стульев", уморительный гимн пошлости "Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк" из "Обыкновенного чуда". Эти и многие другие песни прозвучали в воскресный вечер.
Начиная концерт, Юлий Ким признался, что с Красноярском его связывают давние дружеские и творческие узы. В зале присутствовал один из его друзей - создатель местной правозащитной организации "Мемориал" Владимир Сиротинин. А ещё бард рассказал о любви к нашим столбистам и к нашим театрам, для которых он не раз сочинял песни и либретто. Так, совсем недавно он написал для Красноярского музыкального театра либретто и стихи по пьесе Михаила Булгакова "Зойкина квартира".
О самых серьёзных вещах Ким рассказывает с улыбкой, посмеиваясь над другими и над собой. Идеологам всех времён (не только советским) всегда не хватало чувства юмора, на этой почве и возникали у барда противоречия и конфликты с властью. Был период, когда он, по его же словам, "числился в списках махровых антисоветчиков". Вот и пришлось ему долгое время существовать под псевдонимом Михайлов.
- А начал я писать свои песни забавы ради, - вспоминает с улыбкой Юлий Черсанович. - В отличие от других бардов я не придавал этому занятию особого значения. В Московском пединституте, где я учился, уже разгорались такие звёзды бардовской песни, как Юрий Визбор и Ада Якушева, в ту пору только ленивый не сочинял песен. И я думаю - дай, попробую. Я тогда сочинял, как акын - что случалось со мной, о том и пел. Хотя некоторые из моих дурацких песен (те же "Губы окаянные") были признаны произведениями искусства, а позднее их даже стали считать народными песнями. Оканчивая институт, я попросился на Камчатку, провёл там три счастливейших года и начал сочинять всерьёз. Ставил самодеятельные спектакли со школьниками, некоторые из тогдашних песен популярны до сих пор, например, песенка про кита. Это были мои первые шаги к профессиональной работе в театре и кино.
Свой рассказ бард сопровождал исполнением песен под гитару. Это были и песни пиратские ("Прощай, Дженни"), и разбойничьи, и "жалостливая" каторжная баллада "Бежал Николай по Сибири". Вот как объяснил он своё тяготение к криминальной теме:
- Спектр отрицательных героев всегда богаче спектра положительных - и не зря их рвутся исполнять все талантливые артисты.
Впрочем, звучали в этот вечер не только песни из фильмов и спектаклей, не только смешные стилизации под фольклор или старинные романсы (вроде написанной в духе Тредьяковского "Пылинки"), но и песни остро современные, на злобу дня. Особенный восторг публики (а в полном зале были как пожилые "шестидесятники", так и совсем юные граждане) вызвала песня "для новых русских первого призыва" вот с таким рефреном: "Гуляй, дроля, без контроля - от Камчатки до Литвы!". Недавно была сочинена и песня, посвящённая 90-летию Александра Галича, из которой следовало, что знаменитому барду нет места в современной Москве, в новой России. Бурными аплодисментами были встречены и такие новые песни Кима, как "Нет денег", "Ищи его" (об отсутствии "человеческого лица" у любимой отчизны) или "Письмо от олигарха любимой Родине" (про злоключения опального Ходорковского).
И всё это - с лёгкой улыбкой, как бы полушутя. И всё это - абсолютно всерьёз и о самом главном.
Эдуард РУСАКОВ.
На снимке: Юлий Ким: "Привет друзьям-красноярцам!"
Фото Сергея ЧЕРНЫХ.
Красноярский рабочий 12.10.2010