В этот знаменательный год 65-летия Победы уделяется большое внимание не только ветеранам и участникам Великой отечественной войны, их подвигам, но и поиску мест захоронений без вести пропавших и ссыльных.
Поисковым отрядам что-то удалось найти, но, к сожалению, остаётся ещё много людей, исчезнувших в те роковые годы, судьбы которых сложились крайне трагично и по-прежнему информация о них неизвестна.
На сессии Законодательного Собрания Красноярского края, проходящей 7 октября, депутат А. А. Ромашов обратился к присутствующим с просьбой помочь в розыске каких-либо свидетелей и свидетельств, рассказывающих о судьбе и кончине Екатерины Александровны Максимовой (жены легендарного разведчика Рихарда Зорге).
Версий их жизни несколько, и во всех разная информация. Судьба её интересовала многих, ведь кроме того, что она была грамотной и начитанной женщиной, занималась в театральной студии, была актрисой Ленинградского театра, работала на заводе «Точизмеритель» аппаратчицей, она преданно любила такого недостижимого и загадочного человека как Рихард Зорге.
Познакомились они в 1927 году, тогда Екатерина давала уроки русского языка Рихарду. Официально они были женаты 11 лет, но вместе провели не более полугода. Этого времени им хватило, чтобы пронести воспоминания о нём через всю свою жизнь. Остальные годы они жили мыслями друг о друге, любовью и надеждой, что когда-нибудь будут вместе.
Редкие письма, которые приходилось ждать долгими месяцами, доставляли обоим
несказанную радость и давали надежду на встречу, которая так и не состоялась.
Глубокое потрясение пережила Екатерина Максимова, когда узнала об аресте мужа.
Под подозрение попали все близкие и родные ему люди, в том числе и она. Ночью
1942 года к Максимовой пришли с ордером на обыск и арестом. Нашли карту Москвы,
крестик и тетрадь стихов. Увели. Её подозревали в шпионаже и связях со
спецслужбами Гитлера и Муссолини.
В течение 9 месяцев тюрьмы ей давали только хлеб и холодную воду. Потом последовала ссылка в Красноярский край (личное дело № 3947). Екатерина Максимова, жительница столицы, оказалась в глухом посёлке Большая Мурта, который в то время представлял собой три улицы, без электричества и водопровода.
Из воспоминаний Светланы ПАНКРАТОВОЙ.
- Когда я была школьницей, мы жили среди ссыльных. Их селили на ул. Партизанской в маленьких полуразвалившихся деревянных домиках. Они жили в страшной нищете, привезённые из тюрем и следственных изоляторов, без вещей, в одних рубашках и штанах.
Среди них не было преступников и изменников Родины, это был весь цвет российской культуры и науки. Именно они открыли для Большой Мурты культуру. Кто-то из них работал, а кто-то находился в своём собственном мире и жил воспоминаниями.
О Екатерине Александровне вспоминали по-разному. Одни говорили, что она жила в страшной нищете. Другие, что она не работала, ей хватало денег, получаемых от кого-то из родственников. Третьи утверждали, что после её смерти в доме были обнаружены пятьсот рублей.
Вернёмся немного назад. Екатерина работала в Москве в одном из цехов военного предприятия изготовления термометров, её организм в буквальном смысле пропитался ртутью. И уже здесь, в Большой Мурте, ослабленный организм просто не справился с внутренним химическим ожогом.
В нашем посёлке проживает Любовь КОЖЕМЯКИНА, которая была очевидцем болезни и смерти Екатерины Максимовой. В те годы она работала медсестрой в районной больнице. Сейчас она находится в довольно преклонном возрасте, но в её памяти по-прежнему живут воспоминания о ссыльной Максимовой.
- Она была очень красивой, и когда заболела, мы все сочувствовали ей. Но нужных лекарств тогда не было. Да и кто будет помогать ссыльным, с которыми нам даже не разрешали разговаривать?! Екатерина умерла на моих глазах 29 мая 1943 года. Хоронили её ссыльные.
Её могилу, так же, как и историю болезни, от посторонних глаз тщательно скрывали. Ходили слухи, что её отравили…
Существует несколько версий о месте захоронения: в Большой Мурте на старом кладбище, в д. Малороссийка, в д. Саратовка (её уже нет на карте).
Всё это только предположения, но память людская не имеет границ. Может быть, кто-то помнит из рассказов старожил этих мест что-нибудь об этом?
Будем надеяться, что откликнуться потомки очевидцев, и могила Екатерины Максимовой будет найдена.
Елена Каримова.
НОВОЕ ВРЕМЯ, № 42, 23.10.2010.