Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Открыть архивы советской эпохи!


Обращение к обществу и президенту России накануне Дня репрессированных

Современная Российская Федерация, как суверенное, демократическое, правовое государство, не может быть преемником политики коммунистического режима в Советском Союзе, ответственного за массовые репрессии против собственных граждан, авантюрные попытки «мировой революции» и т.п. Правопреемственность РФ и СССР юридически ограничена и распространяется только на некоторые аспекты международных отношений. Однако большая часть архивных документов советского (даже сталинского) периода по-прежнему находится на секретном хранении или с помощью искусственных препятствий недоступна исследователям (см. об этом: Игорь Курляндский «Над Историей кружат грифы». — «Новая газета», № 117 от 20.10. 2010). Возмущение и непонимание общественности вызывает сохраняющаяся закрытость миллионов дел по истории политических репрессий в сталинскую и последующую эпохи.

Положение с гласностью в отношении секретов советской эпохи неадекватно современному состоянию общества, вполне готового к тому, чтобы воспринять любую (даже самую неприятную) правду о прошлом. Мы призываем к коренному изменению положения дел в области архивного рассекречивания и доступности архивов историкам, объединению в этом направлении усилий общества и государства.

Необходимо полностью изменить сложившийся на рубеже веков порядок рассекречивания архивных документов как не оправдавший себя, приведший к стагнации изучения истории Советского Союза. Мы выражаем недоверие работе в этой области Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и требуем изъятия из ее ведения функций рассекречивания в отношении большинства комплексов документов советской эпохи, привлечения к этой работе историков, архивистов, деятелей науки и культуры.

Мы требуем, чтобы заработала содержащаяся в Законе об архивном деле РФ норма, согласно которой документы, прошедшие тридцатилетний срок хранения, должны рассекречиваться (в реальности сейчас закрыто большинство документов за 70—80 лет). Любые исключения из этого правила должны специально мотивироваться и юридически оформляться. Мы настаиваем на том, чтобы все документы, касающиеся периода до 1953 года включительно, были незамедлительно открыты и доступны исследователям. Исключение можно сделать только для материалов по оружию массового поражения и внешней разведке.

Необходимо отменить совместный приказ Министерства культуры, МВД и ФСБ РФ от 25 июля 2006 года за № 375/584/352 об утверждении положения «О порядке доступа к материалам… прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям…» как антиправовой и реакционный акт, отсекающий историков от работы с таким важнейшим источником по истории политических репрессий, как архивно-следственные дела репрессированных.

Доступ исследователей к этим делам должен быть восстановлен в полном объеме. Утвержденное приказом положение грубо попирает не только права ученых и интересы науки и общества, но также ст. 7 Закона о государственной тайне и действующий указ «О снятии ограничительных грифов...» от 23 июня 1992 года. (Эти акты и были призваны обеспечить доступность обществу документов по истории репрессий.)

Мы выступаем против фетишизации архивистами и чиновниками так называемой личной и семейной тайны, под предлогом которой историкам в массовом порядке отказывают теперь в архивах в выдаче большинства формально «рассекреченных» дел, чем наносят колоссальный ущерб и науке, и обществу в целом. Необходимо законодательно строго определить понятие «личной тайны», исключить его употребление по отношению к умершим, а также отнесение к «личной тайне» биографических данных, сведений о репрессии лица или о его участии в репрессиях.

Мы требуем обеспечить беспрепятственный допуск исследователей в крупнейшие ведомственные архивы, которые осуществляют хранение крупнейших комплексов документов советской эпохи начиная с 1917—1918 годов. Это Архив президента РФ, Центральный архив ФСБ, Архив внешней политики РФ, Центральный архив Министерства обороны и др. В указанных хранилищах, если они и не производят предусмотренную законом передачу своих документов на государственное хранение, должны быть установлены точно такие же правила работы с исследователями, которые существуют в государственных архивах страны.

Ученые должны получить доступ к научно-справочному аппарату ведомственных архивов и возможность беспрепятственного творческого поиска там по интересующим их темам. Должен быть отменен прежний порядок, когда сами архивисты АП РФ, ЦА ФСБ, АВП РФ и др. подбирают историкам по их запросам дела и сами решают, по каким-то своим соображениям, что выдавать ученым, осуществляя таким способом противозаконную цензуру информации. Невыдачу исследователю рассекреченных документов из каких-то узковедомственных целей надо запретить законом. При почти полной недоступности крупных ведомственных архивов историкам лишаются смысла даже произведенные там небольшие формальные рассекречивания.

Мы обращаемся к президенту России, к государственным и политическим деятелям страны с призывом сделать необходимые законодательные и политические шаги по решению проблемы открытости и доступности архивов советской эпохи.

Мы обращаемся к средствам массовой информации с просьбой повернуться лицом к проблемам архивной секретности, сделать ее предметом обсуждения в печати, на радио и телевидении. Мы призываем к созданию информационной базы данных обо всех случаях происходящего противоправного и антидемократического засекречивания документов сталинской эпохи в государственных и ведомственных архивах страны.

Мы обращаемся к деятелям науки и культуры, представителям религиозных конфессий с призывом принять посильное участие в борьбе за открытие тайн коммунистической эпохи, за рассекречивание архивов и изменение порядка доступа историков к архивным источникам, за создание необходимых условий для всестороннего объективного исследования советского периода отечественной истории.

Владимир Лавров,
доктор исторических наук,
заместитель директора Института российской истории РАН;
Игорь Курляндский,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Института российской истории РАН

Новая газета 27.10.2010


/Документы/Публикации/2010-е