30 октября - День памяти жертв политических репрессий
От большой молдавской семьи Руссу, сосланной в 1949 году на спецпоселение в Сибирь осталось три человека: Савва, Харлам и Катерина.
Руссу - из гагаузов, народа живущего на юге Молдавии. Гагаузы также проживают на Северном Кавказе, Украине, Узбекистане, Туркмении, Грузии, в Болгарии и Румынии.
Еще до Великой Отечественной войны Дмитрий Руссу, отец большого семейства, имел два дома в районном центре Кангазе, землю, скот и считался по тем временам весьма зажиточным. Сеял, пахал, приучал к труду старшего сына Харлама. Имел образование, окончил четыре класса церковноприходской школы. Дмитрий владел пятью языками: молдавским, узбекским, огузским, румынским, мог читать по латыни. Дмитрий и Анна воспитывали восьмерых детей. Счастливая и спокойная жизнь закончилась в 1946 году. После войны в Молдавии стоял страшный голод. Вымирали семьями, случались случаи каннибализма. Дмитрию предложили стать председателем колхоза. Он отказался, чем вызвал гнев районных властей. Начались гонения, проверки. Враг народа, которым Дмитрий Руссу стал в одночасье, подозревался в утаивании зерна от государства. Над семьёй нависли тяжелые тучи . Затем последовал арест. Их судьба была предопределена.
Решением Совета Министров Молдавской ССР от 28.06.49 года Руссу были выселены на спецпоселение в Сибирь. В Молдавии осталась взрослая дочь Матрена, которая в то время уже работала.
Спустя несколько месяцев Дмитрий оказался в Сухобузимскомом районе, а его жена и дети - под Барнаулом. Не в силах вынести разлуки с родными, Дмитрий написал несколько прошений в Москву в Кремль. Спустя пять лет Анну с ребятишками под конвоем отправили этапом в Кононово.
По воспоминаниям Савелия Руссу, ссыльных разных национальностей в те годы в деревне жило очень много: украинцы, литовцы, поляки. Был даже китаец Чин Мон Сай. Руссу вместе с другими поселенцами жили маленьком домишке на Енисейской улице. Вместо мебели - ящики да тюфяки с сеном. Дважды в месяц отмечались в спецкомендатуре. Отлучаться из на-селенного пункта категорически воспрещалось. Жили впроголодь. Благо, в окрестных лесах не выводилось зверье и дичь: косачи, глухари, зайцы, стадами ходили по лесу косули. Ссыльные работали на лесоповале и в колхозе.
- Отец был мастер на все руки, - рассказывает Савелий Дмитриевич. - Все, что мы умеем делать, это его заслуга. Родители воспитали в нас честность и трудолюбие, и в жизни нам это здорово пригодилось. Мы никогда не искали легкого хлеба, и во всем при-ыкли рассчитывать только на себя. Жизнь этому научила.
В июне 1958 года все обвинения с Руссу были сняты, родители и дети реабилитированы. Вскоре семья переехала в отдельный дом. Савелий после окончания восьми классов пошел в ученики токаря. Катерина трудилась в детском саду, в больнице. Марк и Кирилл стали матросами. Харлам, не имея ни одного класса образования, начинал со шкиперов. Спустя годы, окончил курсы капитанов. Работал рулевым мотористом, штурманом, первым капитаном. Влюбленный в Енисей, он не представляет свою жизнь без этой могучей сибирской реки. Сейчас Харламу Дмитриевичу 77 лет. Несмотря на возраст, он не жалуется на здоровье и продолжает работать.
Савва и Харлам все же побывали на своей малой родине. Несмотря на то, что минуло больше полувека, старый дом из глины семьи Руссу до сих пор стоит в Кангазе. Оказалось, здесь у них очень много родни. Потерянных родственников тепло и радушно встречали человек 50.
О тех страшных годах Руссу предпочитают не вспоминать. Горечь и печаль давно выжгли душу. Больше, чем за полвека чужая сибирская земля стала им родиной. Здесь они создали семьи, вырастили детей и внуков.
Татьяна БАДЕНКОВА
фото из семейного альбома Савелия РУССУ
Сельская жизнь (Сухобузимское) 29.10.2010