В большом зале Дома кино состоялся общественный просмотр и обсуждение документального фильма красноярского режиссёра Ирины Зайцевой «Мученики и исповедники» (оператор Святослав Чаплинский).
Зал был переполнен, пришло много молодёжи. Фильм этот, снятый ещё в 1994 году, широкому зрителю мало известен, хотя имел в своё время большую прессу и был отмечен на фестивалях и смотрах. Как сказала перед просмотром Ирина Зайцева, замысел картины возник благодаря создателю Красноярского общества «Мемориал» Владимиру Сиротинину и главному герою фильма — священнику Геннадию Фасту. Посвящён фильм российским священнослужителям, мученически погибшим в разные годы двадцатого века. Судя по зрительскому вниманию, актуальность фильма не исчезла и в наши дни. Остаётся актуальной тема общего, всенародного покаяния, без которого Россия не сможет пройти через горнило духовного очищения.
С одинаковым волнением смотрятся эпизоды, посвященные священникам Енисейской епархии, погибшим в первые годы после Октябрьской революции, и драматический рассказ о новомучениках уже постсоветского времени — трёх монахах Оптиной пустыни, убитых в 1993 году маньяком-сатанистом. Многие жертвы террора тех лет сегодня канонизированы, но изменились ли мы сами?
В обсуждении фильма принял участие председатель Красноярского общества «Мемориал» Алексей Бабий, который заметил, что в сталин¬ских лагерях лучше всего держались люди верующие. Выступил и отец Геннадий Фаст, который сказал, что в нашем крае канонизированы всего 13 священников, хотя мученическую смерть приняли здесь очень многие христиане.
— Тема покаяния никогда не будет исчерпана, — продолжил отец Геннадий. — Настоящего покаяния у нас не было, была перестройка. Люди перестроились: те, кто вчера были атеистами, сегодня рассуждают о духовности. Так что покаяние наше — дело будущего. Покаяние не может быть внешне организовано, это внутренний процесс. Надо осознать, что мы заслужили свои страдания. Те, кто прошёл лагеря, это осознали, а ведь многие из них и мухи не обидели! Вот они прошли через покаяние, через осознание вины. Время, конечно, изменилось, и частично мы исцелились, но бациллы духовной болезни ещё в нас. Нужны подвижники, чей голос был бы услышан, а пока мы имеем, что имеем. Впрочем, нет повода унывать, но нет повода и гордиться. Есть повод идти, а навстречу идущему идёт Христос.
В заключение Ирина Зайцева призналась, что вот уже несколько лет они вместе с отцом Геннадием собираются снять фильм о мученически погибшем недавно священнике Григории Яковлеве.
Эдуард РУСАКОВ.
Красноярский рабочий 15.04.2011