Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Зачем губили таланты?


В день памяти жертв политических репрессий мы вновь и вновь обращаемся к трагическим страницам нашей истории. Апогеем репрессий стали 1937-1938 годы, в течение которых было осуждено более 1,3 миллиона человек, из них около 700 000 было расстреляно. Безусловно, людское сознание будет пытаться раскрыть замысел и цели этой масштабной акции уничтожения. Очевидцы тех лет вспоминают, что особенно страшным и непонятным было то, что истреблялись люди, своей жизнью и деятельностью заслужившие в народе уважение и авторитет. О двух таких людях, живших и работавших на красноярской земле, мне бы и хотелось рассказать в сегодняшней статье.

Первый – судостроитель Александр Викторович Телегин, родился в 1883 году, окончил в 1903 году техническое училище в Череповце. По распределению попал в Красноярск, где оставил заметный след в истории местного судостроения. В 1906 году, проявив мужество и мастерство, Телегин спас во время ледохода пароход «Стрела». В последующие годы Телегин принял активное участие в строительстве и развитии Красноярского затона.

Советская история посвятила немало усилий живописанию «ужасов» царского и колчаковского режимов, на период которых приходится начало деятельности Телегина, но впервые он был арестован в 1920 году, в ходе восстановления советской власти в Красноярске. На другой день после ареста он был освобождён из-под стражи благодаря петиции коллектива, которым он руководил и у которого завоевал большой авторитет, отмечает В.П.Удович. Отметим это и мы, как, несомненно, отметила и новая власть.

После освобождения Телегин продолжил карьеру судостроителя, и в его послужном списке появилось немало славных страниц: разработка в 1919 году технологии подъёма затонувшего судна, применяющаяся и по сей день, разработка моторного катера «Опыт», позволившего отказаться от лямочного способа перемещения судна (бурлаки были не только на Волге, но и на Енисее). В 1928 году была организована Красноярская судоверфь, и первым техническим директором её стал А.В.Телегин. В 1933 году Телегина приглашают на должность начальника организовывающегося судостроительного отдела завода «Красмашстрой». Под руководством Телегина разрабатывались и испытывались суда. В ходе испытаний обнаруживались и недостатки, которые впоследствии были предъявлены Телегину как обвинительный акт.

Трагедия Телегина заключалась в том, что жить и трудиться ему выпало в страшный период сталинских беззаконий. Будучи эрудированным и неравнодушным человеком, Телегин поначалу не удерживался от критических комментариев в адрес окружающего режима, но цепенящая атмосфера 30-х останавливала и его. «Специалист не может заниматься политической и общественной работой, иначе, чем в ущерб производственной» - такие слова Телегина из 30-х донесла до нас история. Тем не менее осторожность ему не помогла. Осенью 1936 года он был арестован по обвинению в контрреволюционной работе среди рабочих «Красмашстроя» и 29 октября 1937 года 1937г. был умерщвлён. Реабилитирован в 1956г. посмертно. Документы о нём и фотографии все годы сталинского террора хранила его секретарь В.Александрова, совершив в самом прямом смысле незаметный подвиг. В 1983 году она передала их красноярскому историку А. Ильину. Их усилиями удалось сохранить память об этом незаурядном человеке.

Ещё одна фигура красноярской истории, о которой хотелось бы рассказать – Евдокия Харитоновна Борноволокова, ровесница Телегина. Будучи неграмотной, в 1920г. вступила в партию большевиков. Обладая качествами оратора и руководителя, она сделала заметную карьеру и в 1931 году достигла должности исполняющей обязанности председателя Красноярского горсовета. Но подлинный авторитет Борноволокова обрела с 1932 года, возглавив городской собес. К ней, как к последней надежде, шли красноярцы со своими бедами. «Наша Дуня» - так звали её в народе. 23 сентября 1937г. Борноволокова была исключена из партии, арестована и приговорена к восьми годам лишения свободы. Состояние заключённых в сталинских лагерях с исключительной силой описал генерал Горбатов: «В один из вечеров я присутствовал на лагерной самодеятельности заключённых женщин. Никогда не изгладится из моей памяти выступление бывшего первого секретаря районного комитета партии. Она пела популярную песню «Катюша». Это было не пение, а крик отчаяния, тоска истерзанной души…»

Рассказ о Борноволоковой этим можно было бы и завершить, как о типичной судьбе тех, кто сначала раскручивал мясорубку, а затем в неё же и попал, если бы не одно «но»… После смерти Сталина Борноволокова вновь стала нужна партии. Прибывшие к ней с лестным предложением посланцы вдруг услышали «нет». Высшие чины краевой власти вновь и вновь приезжали к бывшей соратнице и слышали всё тот же ответ. В сердцах крайкомовских работников похолодело: неужели бывшая народная любимица встала в оппозицию к КПСС, ведь за ней могут последовать и другие… Но у партии к тому времени уже имелся обширный арсенал средств «убеждения», которые совсем недавно на себе испытала Борноволокова, и, как пишет историк Л.Бердников, «ей пришлось изменить своё решение».

Теперь вернёмся к вопросу, поставленному в начале статьи: в чём был смысл уничтожения работников, положивших свою жизнь на алтарь Отечества? В.Молотов, занимавший в то время пост премьер-министра, сравнивал репрессии с уничтожением предательской «пятой колонны», которая помогала врагу в ходе войны. Но невозможно представить, что люди с таким характером и биографией, как Телегин и Борноволокова, занялись бы подлой подрывной работой в случае нападения противника на СССР. Другое дело, что если бы Сталин сам развязал агрессивную войну против всей Европы, о подготовке каковой в настоящее время появляется всё больше и больше доказательств, то такие люди, как наши герои, могли бы поднять голос протеста против бессмысленной бойни, направленной лишь на удовлетворение амбиций верховного вождя, и их авторитет мог бы сыграть свою роль. Если встать на такую позицию, тогда становится понятной мотивация Сталина, уничтожавшего честных, талантливых и уважаемых людей.

Павел Лопатин,
член Красноярского историко-просветительского общества «Мемориал»


Е.Х.Борноволокова. 1931г.
Источник: Л.П.Бердников. Вся красноярская власть. Красноярск. 1996. с.167


А.В.Телегин (в белой рубашке и в галстуке) с проектировщиками и строителями судна. Источник: memorial.krsk.ru

Городские новости, 21.10.2011


/Документы/Публикации/2010-е