Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Экстремальное краеведение


Вышла серия путеводителей по местам массовых репрессий.
Пока только в шести городах

Многие улицы в городах нашей страны до сих пор носят имена палачей сталинского призыва или холуев людоедской власти. О том, чем знамениты люди, увековеченные в этих названиях, жители, как правило, не знают, особенно молодые. Оно, может, и слава богу, иначе кто-то и свой адрес бы стыдился называть. Но кто-то организовал бы движение за переименование и, глядишь, добился своего. Все в мире взаимосвязано и все влияет на все.

Каково влияние бесстыдно названного места жительства на психологию, да и на судьбу человека, в нем выросшего, мы достоверно не знаем. Впрочем, благодаря социологическим исследованиям известно, что подростки, живущие в местах с активно выраженным культурным слоем, так сказать, в эстетически полноценной среде, совершают на порядок меньше преступлений, чем их ровесники из спальных районов или невнятных поселков городского типа (знать бы еще типа чего, какого такого ужасного города).

…А может, и не надо знать, что твой дом стоит рядом с бывшей тюрьмой, где били смертным боем и пытали многосуточной бессонницей невиновных, или тем более — на месте расстрельного полигона времен Большого террора?

Вряд ли Бутово — самое уютное место в Москве. И всем его жителям, кто умеет читать, теперь ведомо, что здесь находился один из самых страшных расстрельных полигонов. Но нынче тут не только крупноблочные человекохранилища и зловещий пустырь, но и мемориал жертвам репрессий, и церковь (с замечательным настоятелем) как часть этого мемориала, где отмаливают людские грехи и скорбят о невинно убиенных… И как-то теперь это место уже не представляется непригодным для нормальной жизни.

Наверно, другого пути нет. На лжи или тупом незнании нельзя построить или вырастить ничего доброго. Давайте не будем страусами! И еще. С закрытыми глазами можно любить, наверно, только некрасивую женщину, а Родина — она вообще-то мать…

Вот этой цели — чтобы люди, и прежде всего молодые, знали реальную, пусть горькую историю, настоящее прошлое тех мест, в которых живут, и посвящена серия путеводителей «Топография террора», выпущенная обществом «Мемориал» при содействии нашей газеты, акционера «Новой» Александра Лебедева и Фонда им. Г. Белля. Жалко, что всего тысячным тиражом…

Все книги печатались в Красноярске под редактурой Веры Макарец и в прекрасном оформлении Андрея Сараева и Игоря Пестова. Но книги эти, написанные и составленные разными авторами, — о разных городах и предназначены для жителей этих городов. Пока выпущено шесть путеводителей, все они носят названия «Политические репрессии в…», а дальше уточнение: Рязани, Воронеже, Пензе, Сыктывкаре, Комсомольске-на-Амуре и, наконец, в самом Красноярске.

Первые три книги достаточно объемные и содержат в себе, помимо собственно путеводителя по местам репрессий, статьи и очерки по теме. Такие, например, как «Александр Солженицын в Рязани» (и трудно было бы представить рязанскую книгу без подобного текста), «Адреса Мандельштама, его друзей и знакомых» (это, конечно, Воронеж), раздел «Их воспитала Пенза», начинающийся с очерка жизни Всеволода Мейерхольда. Все читается с большим интересом — даже теми, кто вроде бы «все знает» о Солженицыне, Мандельштаме и Мейерхольде. А ведь в нашу информационную эпоху все больше тех, кто не хочет воспринимать ничего, кроме результатов последнего тура Лиги чемпионов или сплетен про бедных звезд шоу-бизнеса.

Но еще существует многочисленная категория молодых, кто пока сам толком не знает, что хочет знать. Вот, например, в рязанской книжке есть статья «Прошу дать дополнительный лимит…». Это о том, что во время Большого террора каждой области отпускались из центра лимиты на расстрел «врагов народа», чтоб не меньше определенного количества, а с мест просили лимиты увеличить — не потому, что «врагов народа» оказалось больше, а потому, что хотели отличиться — социалистическое соревнование.

Когда я рассказывал об этом и еще о том, что Сталин собственноручно всегда удовлетворял такие просьбы (а иногда еще и прибавлял к просимому количеству жертв пару сотен «увиденных» им из Кремля где-нибудь на Урале врагов), юным журналистам на Алтае, пестуемым уникальной газетой «Сами», я столкнулся с удивительной реакцией. Они ни о чем подобном даже не слышали и были потрясены. Это журналисты! Пусть и только-только начинающие.

Вот для таких ребят прежде всего и нужны книжки серии «Топография террора». Не важно, толстые или тонкие, с чего-то надо начинать узнавать правду, иногда тонкая брошюра в этом смысле даже действенней. С ней, кстати, легко проводить экскурсии со школьниками и студентами по давно им знакомым, но неизвестным местам их города.

Однако пока таких городов, где это возможно, всего шесть. Очень хочется верить, что только пока. Ведь почти каждый город нашей страны может выпустить такой путеводитель. А многие, по-моему, просто обязаны.

Для того чтобы это было сделать легче, надо обратиться в международный «Мемориал» или нашу газету. Ждем и надеемся, что серия продолжится.

Олег Хлебников

Новая газета 28.10.2011


/Документы/Публикации/2010-е