Памятники разнообразны, и существуют они ровно столько, сколько существует человечество. Наверное» людьми движет желание донести до потомков память о том или ином событии, выдающейся личности и т. п. Учитывав то, что жизнь человеческая коротка, это действительно мощное средство передачи информации. Воздвигаются памятники гна средства, отпущенные государством, на народные пожертвования, или же на средства отдельных граждан. Все-таки это дорогостоящее «удовольствие».
Летом этого года в администрацию сельского совета с. Лебяжье обратился дитель села А. Я. Фиалковский с просьбой выделить место для установления памятника жертвам политических репрессий. Все расходы по созданию и установлению памятника Александр Яковлевич взял на себя. Ему 82 года, казалось бы, какая блажь нашла на пожилого человека. Жизнь почти прожита, и стоит ли тратить свою пенсию? Я знакома с Александром Яковлевичем и на правах знакомой напросилась к нему в гости, желая разрешить возникшие вопросы и увидеть памятник. На постаменте, в углу двора, стоит мраморная отела. На одной стороне черными буквами выбито «Будьте прокляты на веки вечные асе палачи всех народов, всех времен и всего мира», На да той стороне надпись: «Светлая память Защитникам Отечества и безвинно погибшим в годы репрессий». И подписано^ «Жертвы и сироты 20 века». Вот такая обширная тема, уместившаяся в нескольких фразах, Я поинтересовалась у Александра Яковлевича» что послужило поводом для создания «подобного». Вот что он ответил «Я об атом размышляю долгие годы и мена пугает тоска по времени «строительства коммунизма». Современные люди, видимо не осознают, какой ценой досталось строительство «светлого будущего». Не догадываются, чего стоила в то время человеческая жизнь. Чем больше проводит лет, тем ярче воспоминания юности, детства. Время было тяжелейшее для нашей страны: голодное, бесправное. Вспоминается колхозный труд. Работали все на износ и мужики, и бабы»,и дети. Техника примитивная. Женщины работали на тракторах. Что можно выдумать ужаснее? А работали не за деньги, за палочки, трудодни. Бедно жили. Показывают сейчас , конечно, документальные и художественные фильмы о том времени, но, видимо, не впечатляют они, Человек устроен так, что понятно ему только то, что он сам пережил, Уйдёт наше поколение, и забудут люди все».
В годы войны жил Александр Яковлевич в Сорокино. Свирепствовал в ту пору в Краснотуранском районе нквдшник Гриня, Фамилия его забылась» а вот деяния помнятся. Много зле причинил он землякам Поручили подростку отвезти страшного начальника в Краснотуранск. Страшновато было, много слышал «худого» о Грине. Вспоминает: «Подъехали к колхозным складам. Зима, морозище. Сидит он, в тулуп одет» из саней даже на вышел. Вынесли ему ведро меда, мешок муки, в мешке порубленного барана, и поехали мы. Всю дорогу молчал, а доехали - ни «спасибо», ни погреться, и, полузамерзший, в дырявом полушубке, отправился я назад».
В Краснотуранске много лег стоял Храм Православный - Церковь белая. Закрою глаза - звучит колокольный звон в голове до сих пор. Взорвали ее» разметали, растащили, Заставили людей рушить Святыню. Плакали» а роптать боялись. Думали и то шепотом.
. Молодым человеком уехал Александр Яковлеяич осваивать Север Работал шофером на сапере Красноярского края, я Магадане, Много повидал, Тогда, пожалуй, впервые задумался. "Получается, что почти половина народа враг другой половины народа. Захотелось мне поставить памятник им жертвам, палачам, рабству и бесправию. Всем тем, кто верил я светлое будущее» а жил а темном наводящем».
Александр Яковлевич принес папку с фотографиями выпусков и учеников военных и послевоенных лет, односельчан. Все подписаны поименно. Рассказывал об их судьбах. Горевал о том» что не было у них ни детства» ни юности. «Посмотри, во что они одеты. В калошах да драных пимах на снегу бедно одетые ребята на фоне деревянного здания школы, навсегда запечатленные фотографом. Строители коммунизма. Досталось нм. Некоторых переломала чудовищная сталинская система, некоторым повезло больше. А памятник - это чтобы помнили. Памятник - чтобы не повторилось. Кстати» место для памятника все еще не нашли!»
Записала В. ЛОБОВА.
Эхо Турана 13 января 2012 года
От редакции сайта. А.Я. Фиалковский не дожил до установки памятника. Но его всё-таки установили. 22 мая 2014 года.
с. Лебяжье. Памятник жертвам
политических репрессий